16 марта 2018 года в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»».
Предлагается заменить ЕГЭ на обычные экзамены, которые будут сдаваться учащимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
С введением ЕГЭ подразумевалось, что этот экзамен искоренит коррупцию, а также обеспечит эффективную и беспристрастную проверку знаний выпускников. В действительно все оказалось иначе, реформа образования, начавшаяся в 2002 году с введением ЕГЭ, не приносит запланированных результатов, которые должны были бы также выражаться в более высоком качестве знаний и доступности высшего образования.
5. ГИА проводится по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее - родной язык и родная литература) - обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.
Также проведение ЕГЭ требует значительных бюджетных ресурсов, которые растут из года в год, постоянно меняются правила проведения ЕГЭ. Такой подход абсолютно неприменим по отношению к детям, которые не успевают адаптироваться постоянным изменениям процедуры проведения ЕГЭ. По сути, происходит эксперимент над учащимися и школами, что является недопустимым.
Форма ЕГЭ, требуя от школьников ответов на тестовые вопросы, учит детей только «проставлять галочки в клеточках». При этом самостоятельная подготовка учащегося к ЕГЭ почти невозможна – необходимо дополнительно нанимать репетиторов, услуги которых имеют высокую стоимость и непосильны для многих родителей. Также ежегодно выявляется большое количество злоупотреблений при сдаче ЕГЭ.
Из вышесказанного следует, что такая форма ЕГЭ не эффективна, так как не отражает реальных знаний учащихся.
Принятие законопроекта позволит определять уровень поступающих в вузы исходя из их знаний, а не на основании сомнительных результатов ЕГЭ. В результате будет происходить более качественный отбор среди кандидатов на поступление в высшие образовательные учреждения. И в перспективе предоставит стране более высококвалифицированных специалистов.
Законопроектом предусмотрен переходный период. Результаты единого государственного экзамена, полученные до вступления в силу указанного закона, будут действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов, и могут быть приняты образовательной организацией высшего образования в качестве вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
13. Государственная итоговая аттестация для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования проводится в форме государственных экзаменов по заданиям, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Особенности заданий для лиц, обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Особенности заданий для лиц, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для лиц, обучающихся и получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования или для детей- инвалидов и инвалидов, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.