Грузовой автомобиль ЗИС‑150 стал значительным достижением коллектива Московского автомобильного завода имени Сталина. Сравните предыдущую модель ЗИС‑5 и ЗИС‑150 -
даже внешне это автомобили разного времени, технологий и технической эстетики.
В феврале 1943 года, после выхода постановления Государственного Комитета Обороны (ГКО) о развитии автомобильной промышленности и создании новых автомобильных заводов, в разгар ожесточенных боев под Сталинградом в Москве состоялось памятное совещание главных конструкторов всех предприятий советского автопрома. На совещании, которое вел нарком среднего машиностроения С. А. Акопов, обсуждались перспективы создания новых типов советских автомобилей, в том числе и в послевоенный период, с учетом опыта изучения трофейной техники и машин, полученных по ленд‑лизу. Именно после этого совещания на Московском автомобильном заводе имени И. В. Сталина (ЗИС) начались конструкторские работы по созданию новой модели грузовика ЗИС‑150. Руководителем группы конструкторов по проектированию автомобиля был назначен Георгий Александрович Феста.
По мере выпуска технической документации экспериментальный цех изготавливал детали и агрегаты для первого опытного образца ЗИС‑150. Возобновили работу лаборатории двигателей и трансмиссии, вновь были организованы лаборатории электрооборудования и грузовых автомобилей. Работы было много, продвигалась она медленно и трудно, ведь шла война, не хватало людей, питания, не отапливались помещения.
Первый опытный образец ЗИС‑150 построили в середине 1944 года. На машину установили бортовую платформу с увеличенной полезной площадью 7,87 м2 (это на 1,3 м2 больше, чем у выпускаемого в тот момент ЗИС‑5В). Выросла и грузоподъемность: по принятой в те годы классификации грузоподъемность автомобиля на дорогах с твердым покрытием составляла 4 т, а на грунтовых 3 т. Отдельные узлы шасси, такие как рама, мосты с подвеской и карданная передача без промежуточной опоры, были заимствованы с довоенных опытных грузовиков ЗИС‑15 и имели к моменту сборки машины пробег более 30 тыс. км. А вот двигатель, получивший наименование ЗИС‑120, хотя и сохранил прежний рабочий объем (5,55 л), по сути, был создан заново и отличался от предшественника большей мощностью (95 л.с. при 2700 об/мин) и увеличенными степенью сжатия (6,0) и крутящим моментом (30,5 кГм при 1100 об/мин) при использовании прежней марки топлива. Машина комплектовалась новой пятиступенчатой коробкой передач, причем верхняя ступень стала повышающей, позволявшей экономить топливо при езде по хорошей дороге, а также при поездках порожняком или с неполной нагрузкой. Новинкой для советского автопрома стали тормоза с пневматическим приводом (в основном заимствованные у американской фирмы White и частично с трофейных грузовиков). Рулевое управление также было взято от трофейного автомобиля. Импортными были и диски колес вкупе с шинами и покрышками увеличенного размера (9,00‑20"). Кабина для опытного автомобиля, переделанная из кабины американского грузовика International KP11, была цельнометаллической и к тому же отличалась от ЗИС‑5В увеличенным объемом и количеством мест. Такое заимствование представлялось вынужденным и в дальнейшем перечисленные детали и системы иностранного происхождения планировалось заменить аналогичными отечественного производства.
К весне 1945 года первая опытная машина получила новую облицовку радиатора и капот (тоже по типу «американца» International KP11), а также передний бампер измененной формы. В ноябре 1945 года изготовили второй опытный образец ЗИС‑150 с кабиной с деревянным каркасом вместо цельнометаллической. Такую же «деревянную» кабину в начале 1946 года установили и на первый опытный образец ЗИС‑150. Создание упрощенной «деревянной» кабины предусматривалось постановлением правительства в целях экономии дефицитного стального проката, так как во время войны были разрушены основные металлургические предприятия, производившие такой прокат, и требовалось время на восстановление производства. После этого планировалось вернуться к первоначальному варианту цельнометаллической кабины.
Энциклопедия грузовиков советской эпохи: www.trucks.deagostini.ru