В 2017 году в России встречали столетие Октябрьской революции. На фоне этого события резко повысился интерес к истории революции, ее персоналиям, особенно ко Льву Троцкому. Человеку, к которому с 1930-х в СССР относились резко негативно, в 2017 посвящали фильмы, статьи, передачи. Другой деятель Октября – Сталин уже на протяжении 30 лет является одной из самых обсуждаемых персон российской истории. Что нам известно о взаимоотношениях двух гигантов революции? Известно, что Сталин и Троцкий недолюбливали друг друга и часто вставали в противоборство. И если в период Гражданской войны конфликты Сталина и Троцкого умело разрешал Ленин, то после смерти Вождя конфликт приобрел новую силу. Он перерос в настоящую вражду и борьбу за власть. Однако первые конфронтации революции начались намного раньше.
Хотелось бы сначала поговорить о том, что из себя представляли обе эти личности. Каким были Троцкий и Сталин? Троцкий— это один из самых ярких, талантливых, интересных, парадоксальных людей своего времени. Он, безусловно, был марксистом, он, безусловно, марксистский анализ классовой борьбы, соотношение труда и капитала, прибавочной стоимости ставил в основу понимания всего. Это был человек широчайшей культуры, разбиравшийся в поэзии, литературе. Достаточно сказать, что он защищал Есенина и многих других поэтов. Он возился с церковной политикой еще до всяких жестоких репрессий. Он пытался создать разные варианты церкви, которые соответствовали советскому представлению о реальности. Но, конечно, самым главным был его конфликт со Сталиным, который, собственно говоря, и расколол советскую власть довоенного периода и который привёл к миграции или уничтожению значительного числа людей, большевиков, которые были названы «троцкистами». Сталин-это человек военный или, во всяком случае, разыгрывающий роль военного, хороший лидер, хладнокровный человек
Первое открытое противостояние Сталина и Троцкого произошло в 1918 году во время обороны Царицына. В этот период Сталин был отправлен в Царицын для решения продовольственного вопроса. Но стал активно вмешиваться в военные дела и добился отстранения от командования Северо-Кавказским округом бывшего царского генерал-лейтенанта Андрея Снесарева как «идейно чуждого». Сталин игнорировал приказы Троцкого и опирался в вопросах военного управления на таких «социально близких» людей, как Климент Ворошилов (который вообще в армии не служил) и Семен Будёный (бывший унтер-офицер). Вместо создания регулярной армии они делали ставку на партизанскую войну, что шло вразрез со стратегией Троцкого. Поводом данного конфликта послужило начало массового использования военспецов (бывших офицеров царской армии) в РККА. Противостояние вышло за границы Царицына, поэтому разрешать конфликт пришлось ЦК, особенно Ленину и Свердлову. Троцкий ратовал за использование на командных должностях военспецов, противоположную позицию имел Сталин. Если первый приписывал все победы внедрению царских офицеров, то второй приписывал им все поражения. Конфликт в итоге был улажен ЦК, но отношения между двумя гигантами были испорчены навсегда.
Сталин говорил: «Если бы наши военные «специалисты» (сапожники!) не спали и не бездельничали, фронтовая линия не была бы прервана, и если линия будет восстановлена, то не благодаря военным, а вопреки им».
После смерти Ленина конфликт перерос во вражду. Смерть Владимира Ильича наступила, когда Троцкий находился в Сухуми на отдыхе. По телеграфу он спросил о дате похорон. Сталин же убеждает Троцкого продолжать лечение. Тем временем похороны Ленина назначены днём ранее изначальной даты. Отсутствие Троцкого на них очень снизило шанс того, что он станет «наследником» погибшего. А Сталин в это время оказался центральной фигурой на прощании с вождем, положив начало многолетней традиции советской номенклатуры: «кто первый у гроба, тот и следующий у власти».
Стоит отметить, что борьба двух лидеров не была столкновением идей или мировоззрений. Точнее сказать, что конфликты происходили не только на этой почве.
Первым этапом борьбы стало противостояние Троцкого, Сталина, Зиновьева и Каменева. Они пытались не допустить Троцкого к власти. Тогда, на начало 1920-х годов Сталин ещё достаточно мало кто знал и уважал, по сравнению с Львом Давидовичем или Владимиром Ильичом. Однако, он уже многого добился в партии. После этой борьбы за власть Троцкий теряет своё влияние, в отличии от Сталина, которые его обретает. В итоге Троцкий, Зиновьев и Каменев проигрывают борьбу Сталину.
После этого Троцкого ссылают в Алма-Ату. Через год Сталин решает выслать его из СССР.
В первое время единственной страной, которая согласилась принять изгнанника, стала Турция. Пароход, на котором Троцкий отбыл из Одессы в Константинополь, носил имя "Ильич".
После Троцкий побывал в Турции, Франции, Норвегии и Мексике. В 1932 году Троцкого лишают советского гражданства и уже в статусе политэмигранта ведет активную и беспощадную войну против Сталина на страницах зарубежной печати. Он пророчит кремлевскому горцу неминуемую месть истории, превращает каждую статью в удар по международной репутации Сталина.
Иосиф Виссарионович в долгу не остался. Всех, кто был хоть как-то связан с Троцким, арестовали и уничтожили. Родственников убивали.
Так что же случилось между Сталиным и Троцким? Давайте попытаемся в этом разобраться. Сталин в борьбе за власть сделал ставку на так называемую «русскую партию», на русскую фракцию ВКПБ. Сталин, будучи сам этническим грузином опирался на так называемое большинство выходцев из фабричных рабочих. Фабричные рабочие были преимущественно воспитаны в русской старообрядческой без поповской среды, это не значит, конечно, что большевики 20-х 30-х годов, которые стали опорой сталинской фракции, были старообрядцами, которые тайно хранили дома иконы, крестились двумя перстами и так далее. Нет, они отрицали религию, но они несли в себе то ощущение мира, которое было выработано именно этой категорией русских людей на протяжении нескольких столетий. «Мир несправедлив, государство эксплуатирует людей, только народ может сформировать своё государство, основанное на народной правде, церковь-это зло, и всё, что помогает ей-тоже». Троцкисты же, будучи людьми глобальными, марксистами, выходящими за рамки русского сознания и русской ментальности, многие из них были выходцами из еврейской среды, из латышской среды, из польской среды. Они ощущали себя принадлежащими себя к мировой культуре в целом. Им нравились храмы, они полагали, что это культура, которую можно перерабатывать, и современной революционной молодёжи с её помощью рассказывать про заблуждения верующих. Сталинисты относились к этому жёстко и прямо, они полагали, что большинство этих храмов-это зло, приложение к имперскому государству. Ненависть к религии и церкви, в целом, была «фундаментом» большевизма. И Сталин сделал ставку именно на этом. Борьба с троцкизмом для многих совпадала с очищением партии от еврейского элемента, который, безусловно, пришёл в 20-е годы в партию и в революцию, потому что евреи были одним из гонимых и унижаемых категорий населения. Поэтому образованная еврейская молодежь шла в революцию, строить более справедливое общество. То есть борьба между Троцким и Сталиным, между сталинизмом и троцкизмом- это борьба между русским вариантом революции и троцкизмом, который говорил, что Россия является просто плацдармом для мировой революции и, что отталкиваясь от России, надо сделать революцию на всём земном шаре и только тогда она будет успешной. История показала, что Троцкий был прав, поскольку революция в России сначала превратилась в сталинизм, потом в «хрущевизм», потом в «брежневизм», а потом «ельцинизм». А мировая революция так и не построена, мы точно не знаем возможна ли она в принципе, но так как мы верим в человека, в его творческие силы и не сомневаемся в том, что «если мы захотим возможно всё», то этот спор мы пока оставим открытым. И убийство Троцкого на самом деле ничего в этом споре не решило, а поставило многоточие, причём многоточие со знаком вопроса, потому что возникает вопрос: «А вдруг Троцкий всё-таки был прав и мировая революция — это единственная возможность победить это глобальное зло под названием хищнический, либеральный, империалистический капитализм?»