Зачастую собственники бизнеса, обращаются с вопросом уточнения перспектив создания такой формы некоммерческий организаций, как фонд. В указанной статье в кратной форме изложены основные особенности такой организационно правовой формы.
Согласно последним изменениям в ГК РФ фонд признается унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Отсюда можно сделать главные особенности фонда:
1) Организация не имеет членства.
2) Учредившие фонд лица не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам лиц его организовавших.
3) В качестве целей фонда обязательно должны быть социально-ориентированные цели.
Кроме того Фонду, как и всем некоммерческим организациям присущена самая главная черта, а именно - что фонд не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, однако при этом может осущсетвлять экономическую деятельность для выполнения своих уставных целей.
Что касается организации фонда:
На самом первом заседании учредители фонда согласовывают устав такого фонда, а также принимают решение о его создании.
Порядок регистрации предусмотрен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной организации некоммерческих организаций.
Список документов при регистрации следующий:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
учредительные документы некоммерческой организации;
2) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов;
3) сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению);
4) документ об уплате государственной пошлины её размер составляет 4 000 рублей)
5) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления);
Важно отметить, что регламент устанавливает четкие требования к количеству и оформлению документов. Так все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Учредительные документы представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.
Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.
Так заявителем при подаче документов могут являться - учредитель фонда или его руководитель.
Срок регистрации - не более 17 рабочих дней.
После принятия решения сведения направляются в регистрирующий орган для включения их в ЕГРЮЛ.
Что касается органов управления:
В фонде как правило существует следующая организационная структура.
Высший коллегиальный орган управления - попечительский совет. Порядок избрания и назначения его новых членов достаточно мягок и позволяет прописать в Уставе наиболее приемлемую схему назначения его членов.
В полномочия попечительского совета входят, как правило:
1) Надзор за деятельностью Фонда и соблюдением им законодательства Российской Федерации.
2) Внесение изменений в устав Фонда.
3) Определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования, использования средств Фонда и его имущества.
4) Рассмотрение и утверждение годового отчета Фонда, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
5) Рассмотрение отчетов правления Фонда о деятельности Фонда.
6) Надзор за принятием правлением Фонда решений и обеспечением их исполнения, утверждение результатов реализуемых Фондом проектов.
7) Образование ревизионной комиссии Фонда, утверждение положения о ревизионной комиссии Фонда.
8) Определение аудиторской организации, утверждение размера ее вознаграждения.
9) Принятие решений о создании филиалов Фонда и об открытии представительств Фонда, утверждение положений о филиалах Фонда и представительствах Фонда.
10) Утверждение состава правления Фонда.
Текущую деятельность фонда осуществляет Правление Фонда, избираемое попечительским советом. Председатель такого Правления выступает аналогом Генерального директора в коммерческий структурах, действует от имени фонда без доверенности.
Полномочия Правления:
- организация деятельности Фонда;
- обеспечение выполнения решений попечительского совета;
- регулярное информирование попечительского совета о деятельности Фонда;
- утверждение финансового плана (сметы) Фонда и внесение в него изменений;
- распоряжение имуществом Фонда;
- утверждение штатного расписания;
- подготовка вопросов для обсуждения на попечительском совете Фонда.
Полномочия Председателя Правления:
- принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности Фонда;
- распоряжается в пределах утвержденной правлением сметы средствами Фонда, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени Фонда, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;
- решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности Фонда;
- принимает на работу и увольняет работников Фонда, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым правлением;
- осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств Фонда;
- несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества Фонда в соответствии с его уставными целями;
- организует подготовку и проведение заседаний правления;
- организует бухгалтерский учет и отчетность;
- решает все вопросы, которые не относятся к компетенции попечительского совета, правления Фонда.
Финансирование фонда:
Как правило финансирование фонда состоит из следующих частей:
1) Cобственные средства (полученные в результате эк.деятельности)
2) Бюджетные средства (при реализации значимых социально-государственных проектов)
3) Пожертвования от бизнеса и граждан (наиболее большая статься доходов фонда)
Нельзя не упомянуть важный момент, связанный с ликвидацией фонда, и, как следствие ограничениями его деятельности:
Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц (попечительского совета), в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
Таким образом в текущей деятельности фонда самое главное - это вести эк. деятельность в соответствие со своим учредительными документами
Особенности фонда от других НКО:
1) Отсутствие членства, т.е. лицо, создавшее фонд не может непосредственно участвовать в его управлении.
2) Фонд является собственником переданного ему имущества
3) Имущество фонда после ликвидации не распределяется между участниками по причине отсутствия членства.
Данный материал подготовлен юристами Sparta Consulting.
Оставайтесь с нами.
Наши каналы:
https://www.facebook.com/sparcon.official/