Цезарь Юрия Грымова и Цезарь Шекспира, сохранена ли историческая идентичность - вопрос диалектики. Шоумен и клипмейкер Грымов, несомненно насмехаясь, проводит пластический сдвиг исторической совместимости образов. Сохраняя шекспировские диалоги, трансформирует их содержание и вкладывает яркими красками в безусловно собирательный образ власти и не только.
Сцены открытками, рекламными блоками, в духе времени, когда многоголосый и многословный текст уже не воспринимается, когда образ формируется ярким принтом и несложным слоганом, складываются короткими блоками в похожий на фотоальбом сюжет. Эксплуатируя образы качелей и колеса времени, на мой взгляд Грымов оправдывает своё художественное видение, оправдывает подход к изложению материала. Не имеет никакого значения историческая идентификация шекспировского текста и сюжета.
Важен созданный образ быдло-толпы, образ недалекого, легко управляемого, Брута, обладающего всеми качествами “политического соратника”. Режиссёром вскрываются и выставляются на показ методы, которыми и поныне творится политика. Такими знаками, такими образами, Грымов как бы подчёркивает своё отношение к происходящему, избрав доступной трибуной, подмостки своего театра. Глубина этого отношения без прикрас видна флаконом “дурно пахнущего”..., в красивой упаковке на дефиле страстей.
Гай Юлий Цезарь Август Германик (Калигула), навязчивый образ, широко растиражированный в семидесятые годы прошлого столетия, просто потому, что в банальной порнографии ещё пытались создавать сюжет. Раздев Цезаря и заточив его в сияющий белизной латекс, он выставил на показ, в анатомических подробностях, дегенеративные изменения обрюзгшего и дряхлеющего правителя. И это уже не шекспировский текст, не шекспировские страсти, не шекспировский гротеск.
Гротеск ли то, что происходит на подмостках, политический заказ или просто проституция со сцены - судить не мне. «Калигула» Грымова, по сути неприкрытый выпад в сторону политической элиты.
Замечательно выстроенный звуковой ряд, идеально стыкующий мизансцены и создающий атмосферу клиповый свет, вкупе с хорошей игрой актёров, устраняют противоречия, бесспорно возникающие от режиссёрской трактовки и подачи материала. Спектакль и хорош и сложен, идти на него стоило бы более подготовленным