Найти в Дзене
Основной аэродром

Аэропорт посреди океана — фантастический проект Эдварда Армстронга

Чарльз Линдберг совершил первый перелёт на самолёте через Атлантический океан в 1927 году. Но стоит сказать, что идея полётов через океан начала занимать умы лётчиков и конструкторов практически сразу после появления первых аэропланов. Останавливали 2 вполне очевидные причины - малая надёжность конструкции самолётов того времени и ограниченная дальность полёта на одной заправке. Если с первым ситуация постепенно улучшалась - прогресс не стоит на месте, то дальность полёта всё ещё оставалась слабым местом воздухоплавания. Но нашёлся смелый инженер, который предложил новаторский проект, призванный сделать трансатлантические перелёты возможными. И звали его Эдвард Роберт Армстронг.

Эдвард Роберт Армстронг. Фото: журнал The Rotarian, 1/1934
Эдвард Роберт Армстронг. Фото: журнал The Rotarian, 1/1934

Идея Армстронга была достаточно очевидной - нужно сделать промежуточные аэродромы для дозаправки самолётов. Но аэродромы это сухопутные сооружения, а тут полёт проходит над поверхностью моря-океана. Вывод - нужно строить моредромы! Специальные морские аэродромы, на которых взлётно-посадочная полоса должна быть размещёна на плавучей платформе.. Впервые о своём проекте Эдвард Армстронг заявил в 1915 году, а первую масштабную модель завершил к 1922 году. В этом же году он оформляет патент на своё изобретение.

Проект моредрома. Фото: журнал The Rotarian, 1/1934
Проект моредрома. Фото: журнал The Rotarian, 1/1934
Эдвард Армстронг c моделью моредрома. 1927 год. Фото: книга The Winged Gospel: America's Romance with Aviation
Эдвард Армстронг c моделью моредрома. 1927 год. Фото: книга The Winged Gospel: America's Romance with Aviation

Моредром (англ. seadrome) представлял собой платформу размером 365 на 61 метр. Над морем на высоте 24 метров его поддерживали специальные колонны, которые погружались в воду на 48 метров и оканчивались большими поплавками. Эти поплавки, а также якоря в форме полусфер, теоретически должны были позволить выдержать волнение волн высотой до 12 метров и удержать от дрейфа. На пути из США в Великобританию таких платформ должно было быть 8 с шагом в 600 километров. Кроме взлётно-посадочной полосы на них должны были располагаться гостиницы с ресторанами, ангары и склады, метеорологический пост, госпиталь и маяк. Полёт через океан с использованием моредромов должен был занять 20 часов. Свои платформы Армстронг назвал "Langley" в честь американского пионера авиации Самуэля Ленгли.

Схема воздушного пути из Америки в Европу с использованием моредромов. Версия 1933 года. Фото: журнал The Rotarian, 1/1934
Схема воздушного пути из Америки в Европу с использованием моредромов. Версия 1933 года. Фото: журнал The Rotarian, 1/1934
Иллюстрация работы моредрома. Фото: журнал Popular Science, 2/1934
Иллюстрация работы моредрома. Фото: журнал Popular Science, 2/1934

В 1926 году Армстронг бросает свою основную работу и решает полностью сфокусироваться на проекте моредрома. Была основана компания Armstrong Seadrome Development Company и инженер приступил к поиску инвесторов. Он проводит испытания модели платформы в бассейне, демонстрируя её устойчивость, выполняет новые расчёты конструкций и маршрута воздушного пути, публикует множество материалов в научно-технических журналов. Перед самой Великой Депрессией ему удалось уговорить компании General Motors и DuPont выделить 750 тысяч долларов на проект. Судьба этих инвестиций неизвестна. В 1933 году Армстронг обращается уже напрямую к правительству США с нескромным запросом - 30 миллионов долларов. Но к этому времени стало понятно, что авиация шагнула далеко вперёд и в самом ближайшем временем никакие промежуточные дозаправки для трансатлантических перелётов не потребуются.

Эдвард Армстронг демонстрирует модель моредрома. Фото: журнал Popular Science, 2/1934
Эдвард Армстронг демонстрирует модель моредрома. Фото: журнал Popular Science, 2/1934
Демонстрация модели моредрома в бассейне. Фото: Public domain
Демонстрация модели моредрома в бассейне. Фото: Public domain
Эдвард Армстронг в бассейне с моделью моредрома. Фото: Public domain
Эдвард Армстронг в бассейне с моделью моредрома. Фото: Public domain

В 1943 году Армстронг пишет последнее прошение правительству. Не получив результата, он переключается на проектирование плавающих буровых вышек для нефтяных промыслов компании Sun Oil с использованием идей и принципов, заложенных им в проекте моредрома. Именно для буровых вышек изобретение Эдварда Роберта Армстронга показало свою полезность и применяется до сих пор.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Основной аэродром. И вы точно не пропустите интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен 🛫

По тегу #основнойаэродром_неизданное можно почитать другие мои статьи о несостоявшихся авиационных проектах.