Обращали ли вы внимание, когда идете по городу, на яркие вывески с изображениями счастливых детей? Частенько на них можно прочитать: «Маленькие Эйнштейны», «Детсад раннего развития» и тому подобные названия.
Проходя мимо таких учреждений, родители начинают мечтать о том, как их малыш начнет читать книжки в три года, или решать задачки для первоклассников в четыре.
А еще можно начать изучать с карапузом английский и итальянский. И не забыть, конечно же, спортивную секцию и музыкальную студию.
Знакомо? Я, как мама двоих детей, тоже мечтала о подобном для моих дочек. Но со временем стала обращать внимание на развитие знакомых мне детей.
Кто-то из родителей начал учить ребенка читать и писать в шесть лет. Другие пытались загрузить всевозможными развивающими занятиями уже в два. И те, и другие доросли до подросткового возраста. Какие же выводы я сделала?
Раннее развитие не обещает гениальности в будущем
Американские социологи и педагоги проводили любопытные исследования. На протяжении многих лет они наблюдали за детьми, которые в дошкольном возрасте показывали необыкновенные умственные или художественные способности, занимаясь по специальной методике обучения.
Но с возрастом оказалось, то у этих детей нет признаков гениальности. Более того, к окончанию школы они показали среднестатистический уровень знаний и навыков. Да и после школы они получили обычное образование и ничем особым не выделялись на работе.
Одна из моих подруг старшего сына пыталась учить читать уже с двух лет. Потратила много усилий, и он таки выучит буквы, а к трем начал понемногу читать. Когда родился младший, у нее стало меньше времени, так что его она начала обучать с четырех. В результате как один, так и второй учились в школе одинаково.
Вред от слишком раннего обучения
Потратив много сил и времени на то, чтобы малыш чуть не с пеленок знал наизусть детскую энциклопедию или играл на пианино, родители не только не получают желаемых результатов, но и вредят ребенку.
Дошкольный и младший школьный возраст дан для того, чтобы детство было наполнено познанием мира, весельем, развитием мелкой моторики и ролевыми играми.
А вместо этого мамы и папы составляют расписания занятий и бегают с малышом с группы по английскому языку на танцы, а оттуда – на рисование и так далее. И в результате взрослые люди не раз говорят, что детства у них не было.
Мало того, родители хотят видеть свое чадо самым умным и одаренным. А когда их ожидания не оправдываются, начинаются требования и упреки. Нервничает как мама, так и ребенок. Частые слезы из-за неудач и чувство вины не принесут счастья и психологической стабильности.
Существует еще одна негативная сторона раннего обучения. Дети идут в школу, и им неинтересно слушать учителя и выполнять задания, потому что они все уже давно знают. И частенько это снижает интерес к учебе как в младших классах, так и в дальнейшем.
А некоторые дети, сравнивая себя со сверстниками и слушая похвалы родителей, могут превратиться в заносчивых зазнаек. А такому ребенку нелегко строить отношения с ровесниками, да и любые замечания он воспринимает как оскорбление.
Зачем это нужно родителям
Кое-кто с момента рождения малыша мечтает о его головокружительной карьере в будущем, чтобы ребенок не нуждался в материальных средствах.
Но разве обязательно быть топ-менеджером крупной фирмы или финансистом? Строители, производители мебели или владельцы автомастерских тоже неплохо зарабатывают. Пусть и не на роскошную жизнь, но зато занимаясь любимым делом.
В чем же проблема? Оказывается, успехи ребенка льстят самолюбию родителей. Им есть, чем похвастаться перед родственниками и знакомыми. Ведь они считают, что достижения ребенка – их заслуга, которую должны отметить окружающие.
Оставьте ребенку детство
В конце размышлений по поводу раннего развития ребенка хотелось бы поделиться собственными выводами. Не стоит забирать у ребенка детство ради очередных сомнительных успехов малыша.
Всему свое время. То, что нужно знать и уметь детям, они обязательно усвоят. Но этот процесс будет проходить спокойно, не принося вред физическому и психическому здоровью ребенка.