Найти тему
oktavian

Майкл Портер: «Основная задача лидера - продолжать учиться»

Как будут изменяться компании по мере того, как увеличиваются продукты основанные на ПО, больших данных и облачных вычислениях?

Как правило, первая реакция человека, который задумывается над изменениями, которые несут в себе «умные» соединенные продукты, касается трансформации природы IT и R&D. Однако их влияние намного масштабнее. Оно простирается на абсолютно все отрасли, а также - на каждый участок цепи поставок.

Чтобы в полной мере понять сущность изменений, критически важно понять некоторые базовые аспекты этого явления. Например, кардинально меняется набор комплектующих и технология, которая оказывает существенное влияние как на производственный процесс, так и на стратегические выборы, которые могут осуществлять продуценты. Среди обязательных элементов технологии производства - сенсоры, компьютерные процессоры, мобильная сеть, программная платформа. Многие компании никогда раньше с этим не работали. Следовательно, им потребуется находить поставщиков и партнеров, нанимать и обучать нужных специалистов и даже модифицировать свою оргструктуру.

Самым мощным двигателем трансформации всей цепи поставок являются данные, поступающие в режиме реального времени.

Ранее мы продавали продукт, не зная, что с ним происходит дальше. Сейчас, когда есть данные, когда аналитика становится все более совершенной - нам известно все: когда продукт находится в эксплуатации, а если нет, как он функционирует, когда и почему случаются сбои. Фактически вы можете непрерывно в дистанционном режиме контролировать работу оборудования, ремонтировать, совершенствовать или модифицировать его. Меняется сам способ создания, продвижения, продажи продуктов, осуществления послепродажного сервиса.

Поэтому в значительной степени ответом на вопрос «как быть хорошим лидером?» является «стать прилежным студентом». Вы должны изучать управление, бизнес и технологии и развивать себя таким образом, чтобы держать в сознании целостную картину происходящего вокруг.

Наверное, компаниям потребуется наладить более тесное сотрудничество внутри себя?

Да. Компании всегда были относительно разделенными - по функциям, подразделениями, регионами. Сотрудничество между отдельными структурами в основном носило несистемный «точечный» характер. Но в «умном» мире объединенности нужно непрерывное сотрудничество и параллельная координация деятельности различных функций.

Во многих случаях создаются новые типы организационных структур, например, подразделение «управление успехом клиента». Оно включает представителей групп маркетинга, продаж, сервиса и технической поддержки, которые отслеживают данные, которые генерируются продуктом, чтобы понять, как он функционирует и используется, и берут на себя общую ответственность за то, чтобы потребители в полной мере получали заложенную в продукте ценность. Эта функция приобретает критически важное значение, особенно если учесть, что все больше продуктов продаются как услуга.

Компании все еще учатся, как это лучше делать не знаю, но, думаю, что сейчас происходит беспрецедентная трансформация базовой организационной модели - в частности, в производственных компаниях.

Любой молодой специалист, который намерен осваивать это пространство, должен постоянно изучать эти динамические модели, читать статьи, разговаривать с представителями различных компаний. Спрашивайте их: «Как вы подходите к этому или к этому?» В этой сфере нет набора готовых инструментов. Все учатся.

Что должны сделать молодые профессионалы, чтобы подготовиться к этим изменениям?

Не обязательно быть инженером или программистом, но нужно приобрести понимание - в чем заключается суть этого набора технологий, что они значат для вашей отрасли, компании или функции. Если когда-то каждый должен был освоить Excel, то сейчас все должны понять какие возможности открывают сенсоры, аналитика, как выглядят «умные» соединены продукты и что они могут делать. Любой хороший менеджер должен иметь определенный уровень таких знаний, даже если вы работаете в отрасли или на должности, где, как кажется, они пока не нужны. Нет ни одной индустрии, которую не затронет диджитал-трансформация.

Например, Индия имеет хорошие позиции в IT-сфере, что является потенциальным конкурентным преимуществом этой страны. А другие страны, которые еще не освоили это пространство в достаточной степени, имеют возможность сделать рывок и вырваться вперед.

Что, по Вашему мнению, нужно учесть, чтобы воспользоваться этими возможностями?

Это не моя сфера деятельности и здесь я не могу предложить какие-то прорывные идеи. Но могу сказать, что основная задача любого лидера (действующего или потенциального, молодого или пожилого) - это продолжать учиться. Ваша работа заключается не только в том, чтобы хорошо выполнять свои задачи. Кроме этого, нужно думать, как их можно сделать иначе. Поэтому так важно не терять любознательность.

Мы находимся на этапе, когда молодые люди могут получить значительное влияние в своей организации, так как они имеют настоящую «жажду» к знаниям и готовы впитывать все, что несет с собой новый «умный» мир.

Представители молодого поколения росли с цифровыми устройствами, со смартфонами, поэтому лучше чувствуют, как все это работает. Они в совершенстве владеют навыками, которые не просто довести до автоматизма тем, кто работает в бизнесе где-то 25 лет.

Сейчас наступают «золотые времена» для молодых профессионалов, которые могут продвигаться по карьерной лестнице быстрее, чем при любых других обстоятельствах.