Найти тему
Interesting Russia

Ад на транссибе или крупнейшая железнодорожная катастрофа СССР

Последствия трагедии
Последствия трагедии

В предыдущей статье мы писали про подводную лодку, оказавшуюся посреди Самарской области, со статьёй можно ознакомиться здесь, в этой статье мы поведаем страшной трагедии случившейся под Уфой.

Чудовищный взрыв

В ночь с 3 по 4 июня 1989 года, на трубопроводе, перекачивающем природный газ из Западной Сибири в Поволжье, образовалась трещина из которой постепенно стал вытекать газ. Горючие компоненты стали скапливаться в низине, через которую проходила железная дорога, дежурный увидев падение давления на приборах не стал разбираться в причинах этого явления, он просто увеличил подачу газа из за чего трещина стала увеличиваться. Машинисты поездов проехавшие это место предупреждали о большом скоплении газа на этом участке дороги, однако их словам не предавали значения. В час ночи по местному времени, два пассажирских поезда №211 "Новосибирск-Адлер" и №212 "Адлер-Новосибирск", встретились друг с другом на перегоне Улу-Теляк — Аша, в том месте, где по роковой случайности произошла утечка, из-за случайной искры произошло воспламенение горючих компонентов и произошёл сильнейший объёмный взрыв.

Начало спасательной операции
Начало спасательной операции

Пожар

Сила взрыва составила порядка 300 тонн в тротиловом эквиваленте, 11 вагонов были сметены с дорожного полотна ударной волной, другие 27 полностью выгорели изнутри. Пламя было настолько огромным, что его было видно за сотни километров от места происшествия, пожар охватил территорию радиусом 2 километра, а температура в эпицентре взрыва поднялась до 1000 °C. Уничтожено было почти 400 метров железной дороги и 17 километров линий связи, но самыми страшными оказались людские потери, два поезда были полностью заполнены людьми, многие отправились на отдых к черноморскому побережью, и совершенно не были готовы к такому. По официальной статистике всего погибло 575 человек, другие 623 были искалечены. Место трагедии было расположено в труднодоступном районе, ближайшим городом был небольшой городок Аша, в десяти километрах от железной дороги, в котором от взрыва во многих домах выбило стёкла.

На место происшествия было отправлено множество военных
На место происшествия было отправлено множество военных

Устранение последствий

Первыми к месту взрыва стали стягиваться жители города Аша, начав оказывать всю возможную помощь пострадавшим, затем подоспели спасатели и военные, которые занялись спасением людей, оказавшихся под грудами металлома. Одновременно с ними было выслано множество бригад скорой помощи, которые спасали людей от полученных ожогов, однако так как место было труднодоступно людей всё равно не хватало, на помощь медикам приходили жители Аши, которые ухаживали за пострадавшими.

Вокруг тайга. Лежат вагоны, изогнутые бананообразно. Там вертолётов, как мух. Сотни. Ни больных, ни трупов к тому времени не осталось. Военные идеально поработали: эвакуировали людей, трупы увезли, погасили огонь.
Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами. Вся Аша поднялась на помощь.
Владислав Загребенко, в 1989 году — врач-реаниматолог областной клинической больницы
Источник wikipedia.org

Параллельно шла работа по эвакуации людей и постановлению дорожного полотна, в это время уфимские врачи боролись за жизни людей. Спустя несколько дней железная дорога была восстановлена и о трагедии напоминал лишь обугленный по периметру лес.

Место происшествия
Место происшествия

Причины катастрофы и последствия

Сам трубопровод изначально планировался для перекачки нефтепродуктов, однако в 1985 году было принято решение пустить по нему сжиженный газ, хотя по нормам безопасности не допустимо транспортировать газ в трубах диаметром больше 400 мм. Трещина возникла при строительстве трубопровода, когда экскаватор задел ковшом обшивку, однако открылась она только спустя 4 года, за 40 минут до трагедии. На следующий день на место происшествия прибыл Горбачёв и члены правительственной комиссии, началось расследование инцидента, а в стране был объявлен траур. Суд длился 6 лет, девяти должностным лицам было предъявлено обвинение. В 1992 году был возведён монумент памяти, у которого ежегодно в день трагедии проводятся траурные митинги. С 2005 года на пересечении трубопроводов и железных дорог введена система контроля утечек, которая должна не допустить возникновения подобных происшествий.

Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. С похожими статьями можно ознакомиться здесь)