Найти тему
Thisis.Media

КИНОПРЕМЬЕРА: "ЛЕДИ БЕРД"

Евгений Дегтярев — о новой coming-of-age драме от Греты Гервиг

Наконец-то в российский прокат выходит “Леди Берд” Греты Гервиг — непривычно тонкая и умная комедия об отношениях подростков и родителей, мимоходом рассказывающая непритязательную правду об американской экономике.

Кристин МакФерсон — семнадцатилетняя школьница из Сакраменто, которая называет себя Леди Берд. Идет 2002 год, и это важный год для Кристин — ей нужно окончить школу, во что бы то ни стало сбежать из родного захолустья и поступить в один из престижных колледжей на Восточном побережье.
От этой идеи не в восторге Марион — мать Леди Берд. В ее понимании Сакраменто — чудесный городок, которому не страшны никакие 9/11, да и как-никак столица штата, так что без нормального образования девочка не останется, было бы желание учиться. К тому же, учеба в каком-нибудь Йеле стоит фантастически дорого.

Насколько серьезны разногласия между мамой и дочкой, зритель узнает практически сразу. Кристин и Марион объезжают на машине местные колледжи и обсуждают аудиокнигу “Гроздья гнева”, финал которой довел обеих до слез (ох уж этот старик Стейнбек). Леди Берд, как и подобает типичному бунтующему подростку, невпопад злословит, но и Марион не лезет за словом в карман: “Почему бы тебе просто не замолкнуть… Как я могла воспитать такого сноба?” В ответ Кристин выпрыгивает из машины прямо на ходу, но она не Бердмэн, а всего лишь хрупкая Леди Берд, поэтому не взлетает, а просто грохается на проезжую часть.

В фильме Гервиг совсем нет места сюрреализму, который сегодня так любит жюри киноакадемии, так что прыжок из машины здесь — не игра воспаленного подросткового воображения, а реальный случай, после которого Леди Берд почти до самого конца фильма проходит в розовом гипсе с надписью Fuck you mom. Есть ли у нее существенные основания так относиться к матери, которая пашет медсестрой в местной больнице, чтобы сводить концы с концами? Это самый сложный вопрос фильма.

С одной стороны, да. Марион ведет себя жестоко. Постоянно тыкает Кристин носом во все ее несовершенства и откровенно глумится над ее идеей переехать в Нью-Йорк. Она даже засунула девочку в католическую школу, потому что однажды старший брат Леди Берд чуть было не стал жертвой поножовщины в школе обычной.

В ГЛАЗАХ ДОЧЕРИ МАРИОН ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОПЛОЩЕНИЕМ ВСЕГО, ЧТО ОНА ТАК НЕНАВИДИТ В КАЛИФОРНИЙСКОМ СРЕДНЕМ ЗАПАДЕ. САКРАМЕНТО ДЛЯ НЕЕ — ДЫРА, НАВСЕГДА ЗАСТЫВШАЯ ВО ВРЕМЕНИ, В КОТОРОЙ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ И ГДЕ ПОСТОЯННО КРУТЯТСЯ ПЕСНИ DAVE MATTHEWS BAND.

С другой стороны, Марион выстрадала свое право быть сукой. В молодости она тоже мечтала о большом успехе, но застряла в маленьком доме в не самом престижном районе не самого престижного города с мужем, который не просто ничего не добился, а даже умудрился остаться на старости лет без работы и подсесть на дорогие антидепрессанты. Теперь он и сводный брат Кристин проходят собеседования, пытаясь устроиться на одну и ту же должность. Брат окончил университет, женился, но также пока никем не стал. Так что у Марион перед глазами пример того, что хорошее образование совсем не гарантирует счастливого будущего.

В основе конфликта Марион и Леди Берд не голые эмоции, не разница в темпераментах взрослой, умудренной опытом женщины и летающей в фантазиях розововолосой школьницы, а экономика. Вот что отличает фильм Гервиг от всех остальных историй в избитом жанре “дочки-матери”.

Богатые и бедные нужны здесь не для того, чтобы объяснить мотивы странных девичьих поступков (Леди Берд бросает свою бедную школьную подружку и втирается в доверие к богатой, накормив ее байками о том, что живет в шикарном особняке), а для того, чтобы проиллюстрировать главный тезис Гервиг — экономический статус и такие случайные факторы, как место и время твоего рождения, реально влияют на твое психическое состояние и жизненные перспективы.

Назвать себя Леди Берд для того, чтобы высоко взлететь, увы, в этом мире недостаточно. Если для вас это слишком приземленная идея, лучше сходите в кино на Tomb Raider.

MELODRAMATIC SHAFT OF LIGHT

НАШ САЙТ