Белорыбица, как и тюлень, приплывает с юга осенью. Если вода не теплее +7 +9°, белорыбица чувствует себя хорошо. Зимой эта рыба очень подвижна, все время гоняется за мелкой рыбешкой и откармливается, как ни одна из каспийских рыб. Содержание жира у нее доходит до 26%, поэтому так жирны и вкусны белорыбьи балыки и теши.
С ноября по март белорыбица входит в Волгу, чтобы пройти к местам икрометания, расположенным в Уфимском районе,— это, примерно, в 3000 км от моря. Перед дальней дорогой надо запастись силами, поэтому белорыбица заранее приходит в Северный Каспий. Здесь она не просто без разбора, как щука, хватает первую попавшуюся добычу, а выбирает рыбок (главным образом, воблешек и бычков) 7-8 сантиметров длиной.
Сама же белорыбица достигает 1 метра длины и до 20 килограммов веса. Запасшись жиром, белорыбица в течение всей зимы, пока вода не согрелась, стая за стаей входит из моря в Волгу. Как только вода в море согреется до +8 +9°, оставшаяся белорыбица прекращает ход в реку и спускается в южные глубины моря. Рыбы, вошедшие в Волгу, поднимаются вверх по течению мимо Астрахани, Волгограда, Самары, поворачивают в Каму и доходят до рек Белой и Уфимки. Здесь на перекатах, омываемые холодной (+1 +3°) водой, самки выметывают по 100 000 и даже до 400 000 икринок.
Проделав колоссальный путь и выметав икру, часть рыб гибнет от истощения, другая же начинает спускаться вниз по течению в море. Сплывающие обратно белорыбицы настолько худы, что совершенно не похожи на прежних упитанных рыб. Поэтому покатная белорыбица получила даже особое, странное название — «аист».Но не все рыбы так жизнедеятельны под ледяным покровом, как белорыбица. Пожалуй, только еще каспийская минога является такой же зимней путешественницей. Длинное тонкое тело миноги совершенно голое и настолько обильно покрыто слизью, что живую рыбу удержать в руке, без шерстяной перчатки, нет никакой возможности.
Жира у миноги больше, чем у какой-либо другой рыбы,— до 35%! Расположен он под кожей и прекрасно сохраняет необходимую теплоту крови в холодной стихии.
Минога идет для нереста, как и белорыбица, в Волгу. Дойдя до устья Камы, стаи разделяются на две партии: одна идет в Каму, а другая выше — в Волгу, поднимаясь даже до Твери, а также забираясь в Оку.
В конце девятнадцатого века миногу у нас не употребляли в пищу, брезгуя этой питательной и вкусной рыбой из-за формы ее тела. Тогда миногу использовали на жиротопление и отчасти, благодаря исключительному содержанию жира, применяли ее как свечу: подсушивали рыбу, вставляли в подсвечник и зажигали. Медленно сгорая, вяленая минога освещала рыбацкие избы Нижнего Поволжья в долгие зимние вечера.
Но, как было сказано выше, белорыбица и минога — исключения. Все прочие рыбы, начиная с воблы и кончая сомом, зимой мирно и почти неподвижно стоят подо льдом.