На практических занятиях в МГУ многие испытали стресс и психотравму!
Продолжаю рассказ о занятиях, которые проходят на факультете Психологии МГУ по программе дополнительного образования у психофизиологов.
Первые лекции были яркими и красочными. На них слушатели видели современные технологии в нейронауках, спорте, медицине, рекламе, у военных, у банков, у автомобильных компаний и на опасных производствах. Они стали понимать, какая практическая польза и в каких областях может быть получена при помощи знаний о мозге человека и его функциональных состояниях.
Какие показатели измеряют у человека? Как они влияют на производительность труда и деятельность отдельного человека и группы. В чем идея оптимального состояния человека? В чем причины появления функциональных нарушений, вызванных стрессом? Какова особенность нефармакологических способов коррекции с биологической обратной связью (БОС)?
Первые занятия были с красивыми слайдами и демонстрацией прибора. Дальше будет больше!
Итак, лекция. Захватывающая и беспощадная: основные ритмы мозга — примеры, патологии и нарушения — примеры, как врачи проводят диагностику мозга — примеры. Достаточно сложные вещи Сергей Александрович Исайчев рассказывает понятно и просто, успевая отвечать на вопросы.
Затем лекции стали дополняться практическими занятиями, на которых слушатели могли на себе все прочувствовать!
На первых практических занятиях мы включали различные тренинги, чтобы понять основные принципы проведения процедуры. Отрабатывали последовательность действий. Постановку датчиков. Изучали артефакты, не связанные с естественным состоянием изменения показателей человека.
Потом проводили стресс-тестирование. Где можно было — о чудо! — без опросника, по объективным показателям, посмотреть и определить уровень тревоги человека и выраженность хронического стресса. Прибор не обманешь.
Проводили тестирование на определение тревоги и психотравмы.
Идея простая: если нет физиологических сдвигов на представление травмирующего события, значит, это событие “зарубцевалось” и не является психотравмой. Как говорится, узнай и измерь свою психотравму!
С большим восторгом слушатели учились ставить электроэнцефалограмму. Добровольцами выступали наперебой все, как слушатели программы дополнительного образования, так и слушательницы. Еще бы! Тайны мозга — это одно, а свой мозг померить и посмотреть — бесценно!
После установки шлема нужно было прогелить каждый электрод специальным шприцем, наполненным электропроводящем гелем. За считанные секунды у нас собрался консилиум психологов со шприцами и салфетками, закипела скользкая, мокрая работа.
Пока одни мазали и мазались, другие готовили коварный план предстоящего теста. Различные функциональные пробы — это различные задачи, испытания — проверка работы областей мозга для обнаружения патологий. Обычно это вспышки, звуки, когнитивные задачи. Часто применяют глубокое дыхание в течении нескольких минут как с открытыми, так и закрытыми глазами. Моргания. Смех. Сжимание челюстей.
Слушатели уже не первое занятие достаточно сильно возбуждены. Это можно понять. Разноцветная красивая шапочка. Мозг. Наука. Все это приводит к радости и безусловно вызывает трепет. Приближает человечество к загадкам, тайнам мозга — самого сложного органа человека — еще на один шаг.
Когда астронавт Нил Армстронг впервые прогулялся по Луне, он сказал знаменитое: “Это — маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества”.
Хотите почувствовать подобное, возьмите шприц с гелем.
Сделайте первый шаг!