Это было перед началом операции «Багратион» в первых числах июня 1944 года. Из штаба фронта требовали «языка». Несколько раз разведрота дивизии пытались выполнить задачу, но добиться успеха не сумели.
Немцы на нашем участке часто через репродукторы вели пропаганду, зная, что против них стоят, штрафники. Они, то предлагали покончить с кровавым московским режимом и переходить на сторону германской армии, то назвали нас «Бандой Рокоссовского». А мы гордились тем, как они нас называли.
Теперь задачу взять "языка" командир дивизии поставил перед нашим офицерским штрафбатом. Он предложил для выполнения задания и получения необходимых разведданных провести разведку боем.
Но наш командир батальона выразил несогласие с таким предложением, так как огневые точки за время нахождения в обороне были выявлены уже почти все, а разведка боем приведёт к ненужным и неоправданным потерям. К тому же Рокоссовский запрещал перед началом какой-либо операции проводить разведки боем, чтобы не насторожить противника. Уважали мы своего комбата, не разбрасывался он жизнями бойцов переменного состава.
Наш комбат сам разработал план, который нам предстояло претворить в жизнь. Мы знали, что по всей линии фронта активно работали немецкие разведгруппы. До нас иногда доходили известия, что немцы нет-нет, да и выкрадут из окопа боевого охранения зазевавшегося солдата. Не только наши разведчики таскали «языков», но и немцы этим занимались.
Вот на нашем участке мы должны были немного пошуметь, чтобы вызвать интерес немцев. И вот я с ротой и ещё с взводом ПТР притащили к речушке несколько брёвен, после чего начали изображать бурную деятельность. А местность в этих местах Белоруссии была болотистая. Не то что автомобили, но и лёгкие орудия не могли перебросить без постройки хотя бы каких-нибудь лёгких настилов, а для перемещения автомобилей и танков необходимо было стелить гати.
Вот сидят наши бойцы, стучат по этим брёвнам сапёрными лопатками, поди, немец, догадайся, что там русские задумали. То ли мост через речушку решили построить, готовясь к наступлению, то ли блиндаж в три наката готовят.
Все было рассчитано на немецкое любопытство. На другом берегу реки в камышах запрятали восемь крепких бойцов из нашей роты.
В первый день немцы не «клюнули» на приманку. Вторая ночь выдалась светлой и наши бойцы - наблюдатели заметили немецкую разведгруппу, которые скрытно пытались пробраться к месту «строительства».
Немцы действовали грамотно. Впереди двигалась группа захвата из трёх человек, а с флангов за ними шли две группы прикрытия под два человека. Наши ребята дали немецкой группе захвата перейти на нашу сторону, а потом группы прикрытия взяли в ножи.
Все было сделано тихо, без единого выстрела. Троих немецких разведчиков скрутили и допросили прямо на месте. Нам повезло. Один из разведчиков был офицером, в звании обер-лейтенанта. Так интересно немцам стало узнать, чем мы занимаемся, даже офицер в поиск пошёл Вместо одного языка мы взяли трёх и среди них есть офицер! Хорошо поохотились!
Мы вели пленных в штаб дивизии. Первым понуро шёл растерянный немецкий офицер сказавший на допросе: "Какой же я идиот, так глупо было залезть в эту ловушку". Он всю время сокрушался, как это он, такой опытный разведчик, имевший на своём счету больше десятка «языков», так нелепо попал в плен. Немец шёл за «языком» и считал, что он опытный охотник, а на самом деле оказался обычной дичью, к тому же не такой уж и трудной!
Если вам понравилась статья, поставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. В дальнейшем вы сможете прочитать ещё много интересных историй, которые будут опубликованы на нем. Спасибо!