Найти тему
Красотки

Уникальность жизненного пути человека

Оглавление

Главное, в психологии личности это проблема выбора жизненного пути. Жизненный путь у всех разный и имеет свою историю развития. Его нельзя отнести лишь к биографии, так как это непросто набор событий или каких-либо поступков, это внутренняя психическая структура, способная изменить саму личность.

Жизненный путь многозначен и зачастую сложен, а уникальность его заключена не в самом факте жизни, а в том, что мы способны ей распоряжаться, то есть всегда есть выбор. Жизнь — это некая бесконечная система, состоящая из выборов (между да или нет, хочу или не хочу, между добром и злом, жить или умереть и т. д.), в то время, как сама жизнь представляет собой цепочку переходов.

Психология личности

М. Шелер выделил пять исторических попыток определения человека, пять «идей человека»:

1) мысль, основанная на вере в бога, – человек является прообразом Создателя;

2) мысль «человека разумного», наделенного разумом, которого не имеет природа, и является божественным началом в человеке;

3) идея «человека созидающего», что отличается от животных не разумом, а способностью создавать орудия труда;

4) человек как «дезертир жизни», создает для преодоления своего биологического бессилия цивилизацию, обесценивает жизнь как таковая;

5) человек – свободное существо, что творит мир благодаря полноте свою сущность, причем понимание божественного могущества необходимо перенести на личность, которая имеет ум, волю и ответственность.

В истории философской и общественно-политической мысли было осуществлено большое количество попыток определения человека, раскрывающие отдельные существенные свойства и проявления четырех измерений человека: биологического, психического, социального и духовного. Но все многообразие попыток определить человека через выделение его отдельных свойств не дает возможности увидеть, собственно, универсальный смысл человеческого бытия – его целостность, полноту, потенциальную неисчерпаемость на обнаружение нового в творчестве. Поэтому необходимо сформулировать следующие фундаментальные характеристики человека, в которых проявляется проблематичность бытия человека, то есть невозможность полного предварительного определения всех действительных сущностных проявлений человека как такового и исчерпывающего познания отдельно взятого человека.

-2

Сущность человека

Человек не может быть жестко определен ни законами своего биологического вида, ни законами культурной эволюции: человеческое существо неспециализированное, утратившее большинство инстинктивных адаптационных программ, а в социально-культурном развитии традиция взаимодействует с новациями, постоянными изменениями.

Человек не имеет жестко определенной программы своей жизнедеятельности от рождения, и заранее не предназначен для определенной профессии, жизненного стиля, морально-этической позиции или мировоззренческой ориентации. Человек с бесконечно открытой потенциальностью, с наибольшей степенью свободы по сравнению с другими живыми существами, с неисчерпаемыми возможностями самосовершенствования и развития.

Сущность человека не совпадает ни с собственной телесностью, ни с собственными психическими возможностями, ни одна из форм человеческой жизнедеятельности не дает возможности полностью воплотить гибкость и неоднозначность человеческой природы. Человек никогда не сможет полностью выразить себя в деятельности, поступках, оставаясь всегда незавершенной, в чем-то непроявленного.

Человек способен к трансцендированию, т. е. постоянному выходу за пределы достигнутого воплощения, за пределы указанных ранее возможностей, целей. Человек обладает характеристикой открытости своего внутреннего мира в высших субстанциональных основах мира, к материальному миру вещей и процессов, к миру ценностей и миру межличностного общения, которые возникают источниками наполнения внутреннего мира, побуждением раскрытия внутренних возможностей.

В определенной степени человек является существом сверхъестественным, поскольку важнейшие ценности ее существования: любовь, совесть, достоинство, ум, свобода коренятся не в природной необходимости, а связывают человека с высшими ценностями, которые могут превышать ценность жизни как таковой. М. Шелер утверждал, что именно благодаря проблематичному положению человека в мире становится невозможным окончательное, полное и целостное определение сущности человека. Поэтому главной целью исследования человека должен стать поиск способов, форм преодоления человеком своей проблематичности, и осмысления актуальных конкретно-исторических проявлений возможностей человеческого бытия.

Сам М. Шелер признавал, что человек становится человеком, определяется в своем бытие благодаря сочетанию жизненного, инстинктивного «порыва» и «духа», который является формообразующей силой, «очеловечивает» естественную, хаотическую и стихийную основу человека. «Дух человека» – это деятельность ума, способность к «созерцанию сущности», разнообразные эмоциональные и волевые акты, среди которых важнейшими являются любовь, свобода, способность к формированию иерархии ценностей.

Способность ценностного отношения характеризует М. Шелером, формирования человеческой личности, свидетельствует о существовании в человеке определенного центра всех духовных актов, которые характеризуют человеческое сознание, собственно человеческое в человеке. Поэтому М. Шелер считает определяющим признаком человека его духовность. Именно духовность лежит в основе решения человеком проблем своей жизни, определяет человеческие способы ориентирования в мире и помогает вырабатывать средства компенсации проблематичности человеческого бытия.

-3

Существенные черты человеческой духовности проявляются в следующем:

• человеческое сознание включает в себя способность к свободному волеизъявлению и целенаправленной деятельности, нацеленность человека на самоопределение и самоутверждение во внешнем мире;

• способность к осознанию своей историчности, стремление формировать собственное отношение как к прошлому, так и к будущему благодаря деятельности памяти, воображения и фантазии;

• способность к созданию человеческих форм общения, которые возникают основой формирования социального мира, процессов персонализации и индивидуализации;

• способность человека быть личностью – уметь ответственно сосредоточивать все духовные, телесные и психические способности человека вокруг единого центра самоформирования и саморазвития;

• способность к оценочному отношению к окружающему миру, другим людям и самому себе, способность к наделению их смыслом и в соответствии с морально-этической, эстетической деятельностью, формировать личное мировоззрение;

• способность к творчеству во всех сферах познавательной, ценностной и практической деятельности, в самоактуализации собственных способностей, ценностных ориентаций, в общении с другими людьми и миром в целом.

Эти особенности человека не обнаруживаются автоматически от рождения, являются функциональными проявлениями человеческого природного организма. Поэтому существует своеобразная система иерархически выстроенных ступеней последовательного приобщения человека к человеческому образу жизни как реализации указанных способностей человека быть человеком:

1) Включение человека от рождения в социокультурные процессы в ходе воспитания и общения с другими людьми в различных формах социальной жизни и межличностного общения.

2) Овладения человеческими способами деятельности в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, осуществления самостоятельного творчества.

3) Овладение умением самостоятельного осмысления и оценки жизненных ситуаций, событий, процессов, окружающих вещей и самого себя. Умение усваивать содержательное значение существующих в обществе ценностей, уметь сравнивать, выбирать наиболее приемлемое и лично значимое, предпочитать, принимать оптимальные решения и критически относиться к собственным оценкам и оценкам других.

4) Вывода человеческого мышления на уровень создания духовного универсума предполагает способность осмысления тех норм, принципов, ценностей, идеалов, смыслов, функционирующих в обществе.

Уметь создавать духовный универсум означает предоставлять целостность и полноту иерархии ответственно принятых личностных ценностей, которые аккумулируют в себе как личностные ориентации, так и общечеловеческие ценности.

-4

Путь приобщения человека к человеческому образу бытия можно охарактеризовать понятиями «существование», «жизнь» и «бытие». Они обозначают сугубо человеческую потребность постоянного выхода за определенные пределы благодаря тому, что человек как таковой не может останавливаться на удовлетворении любых потребностей и целей. «Существование человека» – это его пребывание в кругу преимущественно физиологических потребностей как природного существа, или удовлетворения определенным состоянием адаптации к социально-культурному окружению.

Человек должен обеспечивать себе физиологическое, психологическое, а кое-где и социальное положение стабильности, которые является основой самосохранения. Но включенность человека в жизнь общества, приобщение к культуре раскрывает ей возможности для реализации личностного аспекта своего существования. Благодаря этому человек наполняет свою «жизнь» активной творческой деятельностью – может реализовывать свои личные задатки, определять стоимостные цели, реализовывать стремления и идеалы.

Тем самым его жизнь приобретает определенность в личных достижениях, значимых событиях, реализациях собственных замыслов, желаний, мечтаний.

Полнота собственного «бытия» человека – это уровень и способ творческого отношения к собственной жизни и окружающему миру. Человеческая личность становится общественно значимой личностью и уникально ценной индивидуальностью, она придает особый смысл своей жизни благодаря максимально возможной полноте самореализации, постоянному и напряженному воплощению всех своих возможностей.

Итак, собственно человеческая «единица жизни» превращается в уникальный «универсум свободы» раскрывает предельные возможности всего человеческого рода.

-5

Всем пока.