С 2012 года в Забайкалье начали проводить процедуру экстрокорпорального оплодотворения. За это время родилось более сотни детей-ЭКО. Уже несколько лет в Забайкальском краевом перинатальном центре эту процедуру можно пройти бесплатно. О «проценте успеха», причинах бесплодия и принятии своего пути к детям рассказала главный внештатный акушер-гинеколог Валентина Лига.
— Есть точная дата, когда провели первую процедуру ЭКО в Забайкалье?
— Это был конец июля 2012 года, первый перенос эмбриона выполнен 8 августа 2012 года с последующим благоприятным рождением девочки в мае 2013 года. Всего считаем, что у нас свыше сотни рождённых детей, которые уже бегают. В 2012 году мы сделали буквально чуть-чуть — 28 процедур. Поток с каждым годом увеличивается. Ориентировочно 30% из них результативны, за 2017 год выполнено 222 программы, в 84 случаях зарегистрировано развитие беременности, подтвержденной ультразвуковым исследованием (37,8%). Процент вынашивания разный, не ровно столько, сколько произошло удачных попыток, но чем больше количество наступивших беременностей, тем больше появится на свет долгожданных малышей.
— 30% — норма?
— Когда нам ввели в ОМС проведение ЭКО, нас главных специалистов регионов собрал Минздрав РФ по результативности. Я помню, сижу на этом совещании, у нас 22%. Волнуюсь, что мало. Потом начали заслушивать другие регионы, я распрямилась, потому что в других регионах было 10% и ниже, даже у кого-то 2%. Мы начинали вполне хорошо. Сложно было некоторым регионам, потому что у них не было своих клиник. Некоторые так и не имеют государственных подразделений. Сейчас в России более 224 клиник, в которых можно по ОМС пройти эту процедуру. Женщины могут выбрать любую клинику. Никаких преград со стороны министерства здравоохранения края нет.
— Проезд до этих клиник женщины оплачивают самостоятельно?
— Да. Это для многих неудобно. Поэтому если ездят, то чаще всего в близлежащие – Иркутск, Улан-Удэ.
— Почему едут?
— Есть медицинские показания. У нас один ламинарный шкаф, с которым мы работаем. Мы не можем работать с инфекциями, передающимися через кровь. Это гепатиты и ВИЧ. Культивировать эмбрионы вместе от женщин здоровых и женщин больных нельзя.
— А обращаются и больные?
— Да, гепатитов много и ВИЧ есть. Проблема будет решена после приобретения ламинарного шкафа 2 класса защиты для проведения программ ЭКО у ВИЧ инфицированных больных, носителей вирусов гепатита В, С. Сейчас это показание куда-то поехать. Многие бы хотели у нас выполнить ЭКО, но пока мы не можем обеспечить эпидемиологическую безопасность для развивающихся эмбрионов.
— Какая ещё причина?
— Желание. Много же разной информации. Кто-то куда-то поехал, там сделала и порекомендовала подруге, она другой. Или наоборот. Не всегда эта информация корректна. Сразу же идёт настрой, туда не ходи, сюда иди. Выбирают по отзывам в интернете. Ещё часто у кого получилось, они молчат. Счастье любит тишину. А те, у кого была неудачная попытка, начинают делиться. У нас когда беременные женщины после ЭКО лежат в палате патологии, они крайне негативно реагируют, если вдруг врач скажет во время обхода — это у нас ЭКО.
— Почему?
— У нас неправильная установка в обществе. Принято считать, что женщину характеризует возможность родить детей. И если вдруг не получается, то возникает мнение, что она хуже, чем большинство, неполноценная. Это не так. Не хуже. Нисколько. Просто путь к материнству другой. Надо менять и рушить эти стереотипы. Они и в усыновлении есть. Поэтому часто семьи не хотят рассказывать о том, что усыновили ребёнка, хотя данный поступок должен только приветствоваться обществом и поощрятся, тогда и усыновлений будет больше.
— Сколько удачных попыток?
— Результативность по прошлому году составила 33%, то есть из 342 выполненных процедур ЭКО на учёт по беременности встали 113 женщин. Результативность по отделению «Забайкальского краевого перинатального центра» я озвучила выше. Остальные клиники не буду озвучивать. Это некорректно. Мы за себя отвечаем.
Минздрав России с 2017 года проводит мониторинг медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. По данным мониторинга, в 2017 году, в Забайкальском крае зарегистрировано 86 родов после ЭКО, родилось 112 детей, из них 14 двоен.
— Тройни случаются?
— Да. Троен «экошных» у нас за прошлый год не было. У нас были самостоятельные тройни. Три тройни.
Минимум 10 яйцеклеток
— А беременности у женщин с бесплодием, собирающихся на ЭКО, самостоятельно случаются?
— Конечно, в этом году уже есть два случая, когда женщины, которые собирались на ЭКО, забеременели сами. Понимаете, существует достаточно много причин бесплодия: трубный фактор, эндокринный фактор, маточный фактор, мужской — целый перечень. Бывает, что явных причин нет, вроде бы всё нормально, а беременность не наступает. Я всегда говорю, что если в течение года регулярной половой жизни без контрацепции беременность не наступает, есть повод для беспокойства. Необходимо обратиться к врачу акушеру-гинекологу по месту жительства или в поликлинику краевого перинатального центра. В настоящее время есть возможность обследоваться в рамках тарифа «Пред ЭКО». Для этого необходимо заполнить анкету на сайте перинатального центра.
— Это оперативно? Через сколько времени после заполнения анкеты вызовут?
— В пределах двух недель. В анкете нужно только указать номер своего телефона, чтобы была возможность связаться. Дальше идут обследоваться согласно этого тарифа. Мы долго работали, чтобы женщины имели возможность обследоваться в рамках тарифа ОМС. Это довольно дорогостоящее обследование, если проходить его за свои деньги. Программа госгарантий не покрывает это обследование.
— Сколько раз можно делать процедуру ЭКО?
— Есть определённые рекомендации Минздрава Росии, не более двух попыток в год. Обязательно нужно учитывать, что это огромная нагрузка на организм женщины. Понимаете, нельзя сказать, что это процедура простая. Она не просто сложная, она и опасная. Есть масса проблем, которые мы должны обойти. Максимально женщину обезопасить. Тем не менее, за 15 лет погибло 15 женщин по России во время вынашивания беременности после ЭКО. Не всё можно выявить, что-то вскрывается неожиданно. Невозможно на 100% знать, как отреагирует организм. Могут быть и такие печальные последствия.
— В Забайкалье таких случаев не было?
— Нас Бог миловал, не было таких случаев. Хотя ещё до того момента, когда мы сами начали делать ЭКО, была одна женщина. Она прошла процедуру в Красноярске. У неё была неукротимая рвота, а она не давала прервать эту беременность. Потом 9 месяцев её держали на аппарате. Спасти не удалось.
— А есть у нас в регионе банк спермы? Если женщина одинока, но хочет родить ребёнка.
— Банк спермы — это наша голубая мечта. У нас есть несколько таких доноров, о которых мы знаем. Но они тоже могут отказаться, захотеть или не захотеть. Но и их надо каждый раз тщательно обследовать. Мы планируем сделать банк спермы. Надеюсь, что к концу года эту мечту мы реализуем.
— Есть желающие им пользоваться?
— Конечно. Это прежде всего одинокие женщины, мужчины с азооспермией, когда в сперме нет сперматозоидов, плюс генетические заболевания.
— Сменился состав врачей в краевом перинатальном центре, не сказывается это на работе?
— У нас поменялся главный врач. Есть такая тенденция, что врачи уезжают. Их достойные люди заменяют, команда работает. У нас уехала заведующая отделением ВРТ, пришлось срочно обучать врача. Мы и этот удар пережили. К счастью, показатели у нас не упали, процент успеха высокий. Команда эмбриологов у нас не поменялась. Работаем.
Да, порой есть жалобы — вот бы побыстрее. Мы своим женщинам говорим, что главное, чтобы они были готовы. Вот у меня сейчас женщина готова, но муж улетел в командировку. Ждёт. Не всегда бывает подготовлен эндометрий, требуется время. Иногда приходят вступать в программу, а в яичнике киста. Или у мужа плохая сперма. Она вообще раз в три месяца обновляется. У каждой пациентки своя проблема, ведь бесплодие не бывает у абсолютно здоровых пациентов.
— Привлекаете к работе психологов?
— Да, у нас есть психолог. Но сами женщина чаще всего хорошо настроены. Если не получается, то это только попытка. Идут на следующую. Иногда, когда несколько неудач, мы сами советуем поехать и попробовать в другой клинике.
— Природу сложно обмануть, наверное?
— Конечно. Мы все работаем, но душу даёт Бог. Иногда нас спрашивают, а как церковь относится к этому. Мы со священником беседовали, и я сказала, что если у нас получается, то значит Бог помог. Наградил ребёнка душой. А если не получается, то, значит, такая судьба.
— Но принять это сложно.
— Практически невозможно.
Прочитать весь материал и оставить комментарии можно на сайте «Чита.Ру».