Найти тему
Иерусалимский дзен

Cладкие воды Тлена

“Открытием Укбара я обязан сочетанию зеркала и энциклопедии. Зеркало тревожно мерцало в глубине коридора в дачном доме на улице Гаона в Рамос-Мехиа; энциклопедия обманчиво называется The Anglo-American Cyclopaedia  (Нью-Йорк, 1917) и представляет собой буквальную, но запоздалую перепечатку Encyclopaedia Britannica  1902 года”…(Х.Л.Борхес “Тлен, Укбар и Орбис Терциус”)

Так начинается одно из самых, пожалуй, блестящих по силе своей мысли произведений мировой литературы, рассказ “Тлен, Укбар и Орбис Терциус”, вышедший из-под пера величайшего латиноамериканского писателя Хорхе Луиса Борхеса. Этот писатель-энциклопедист (зловещая аллюзия на которого - в фигуре монаха Хорхе - присутствует на страницах канонического романа “Имя розы”) большую часть своей жизни провел в библиотеке. Его слава несравнима с популярностью Маркеса, Кортасара, Кастанеды, Льосы и ряда других авторов из стран Латинской Америки, но необычный язык, многослойность произведений и библейская простота его новелл до сих пор поражает воображение настоящих ценителей интеллектуальной прозы.

“Тлен, Укбар и Орбис Терциус” – рассказ о том, как группа ученых-гуманитариев, высоколобых интеллектуалов, решила выдумать планету. Точнее, сначала, в XVII веке они выдумывают мифический орден розенкрейцеров, на основе которого затем создается орден реальный. На протяжении столетий работают поколения ученых, исподволь, играючи, вставляя в энциклопедии осколки знаний о некоем Орбис Терциус, и о мифической стране Тлен.

“В 1824 году в Мемфисе (штат Теннесси)”, – пишет Борхес, – “один из участников (заговора по созданию выдуманной страны – Л.В)  заводит разговор с миллионером-аскетом Эзрой Бакли. Тот с некоторым презрением дает ему высказаться — и высмеивает скромность их плана. Бакли говорит, что в Америке нелепо выдумывать страну, и предложил выдумать планету. К этой грандиозной идее он прибавил вторую, плод своего нигилизма : обязательно хранить гигантский замысел в тайне. В то время как раз были выпущены двадцать томов Encyclopaedia Britannica; Бакли предлагает создать методическую энциклопедию вымышленной планеты. Пусть себе описывают сколько хотят золотоносные горные хребты, судоходные реки, луга с быками и бизонами, тамошних негров, публичные дома и доллары, но с одним условием: «Это произведение не вступит в союз с обманщиком Иисусом Христом». Бакли не верил в Бога, но хотел доказать несуществующему Богу, что смертные люди способны создать целый мир”.

И мир создается. На глазах автора рассказа:
“произошли перемены в нумизматике, в фармакологии и археологии. Думаю, что и биологию, и математику также ожидают превращения… Рассеянная по земному шару династия ученых одиночек изменила лик земли. Их дело продолжается. Если наши предсказания сбудутся, то лет через сто кто-нибудь обнаружит сто томов Второй энциклопедии Тлена.

Тогда исчезнут с нашей планеты английский, и французский, и испанский языки. Мир станет Тленом. Мне это все равно…”

Равнодушие пресыщенного интеллектуальной пищей автора, безразличие к тому, что реальный, ощущаемый, привычный мир исчезает, не может не напомнить нам такое же гедонистическое безразличие европейцев к тому, как медленно и планомерно исчезают их страны и их культура под натиском намного более пассионарного общества, вооруженного радикальным исламом. Борхес – из более чем семидесятилетней дали – вторит им:

Как учит ислам, в некую ночь, которая зовется Ночь Ночей, распахиваются настежь тайные врата небес и вода в кувшинах становится слаще; доведись мне увидеть эти распахнутые врата, я бы не почувствовал того, что почувствовал в этот вечер”.

Наша реальность намного грубее и страшнее изящной и мудрой новеллы Борхеса. Ведь выдуманный мир, с его ни на что не похожими науками и языками, является неким “переходом в будущее, ступенью в рай”, по сравнению с грубым и материальным миром, в котором живет автор. Даже предметы в “Орбис Терциус” создаются силою мысли, и они прекрасны.

В нашем мире создание фантомных государственных образований – дело нехитрое. Ранее история многих стран переписывалась заново. Нынешнее технологическое развитие и его доступность могут стать оружием секты, партии, движения. Новый мир, созданный такой партией, во многом будет отличаться от Тлена и Укбара борхесовых фантазий. Начиная с 1964 года этот дивный новый мир под названием “палестина” создается с помощью лжи, фальсификаций и подлогов. Сначала этим занимался КГБ, основной целью которого была делегитимизация союзника США – Израиля. Сегодня КГБ мертв, а России Израиль уже давно не враг – но западноевропейские страны и многие политические круги США, особенно те, кто близки к леволиберальным движениям, пытаются всеми усилиями создать “государство палестина”.

Вспоминается старый анекдот: сидят два украинца в беседке в яблоневом саду, вкушают горилку и закусывают салом, все как положено. Вдруг из-за пригорочка вылетает самолет-кукурузник, врезается в дворовую уборную и обдает наших героев фонтаном застарелого дерьма. Немая сцена. Затем один их собеседников произносит:

– Бачиш, Мыкола, яка краина, таки и теракты! (Какая страна – такие и теракты – укр.)

Начиная с 1993 года на территории Иудеи, Самарии и сектора Газа при тотальной поддержке мирового сообщества, при огромных финансовых вливаниях с их стороны и со стороны Израиля, вопреки всем разумным мыслям и логическим выводам пытаются создать так называемую “палестинскую автономию”. Мало кто помнит, что через пять лет она должна была превратиться в самостоятельное государство. Людская память коротка. Новые веяния на Ближнем Востоке положили де-факто конец этой идее. Но она еще держится, пованивает, и собирает свою кровавую жатву. Яка краина… да, собственно, кто сказал, что у арабов Земли Израиля была государственная парадигма? В 638 году Иерусалим пал – войска халифа Омара ибн-Хоттаба захватили город, с тех пор некоторая группа арабов переселилась в Эрец-Исраэль. Территория тогдашних государственных образований намного превосходила нынешний Израиль. Арабы вообще любят оперировать термином Аль-Шам, который неправильно переводят как “Сирия”, и более правильно – “Левант”, это земли от реки Евфрат и до Синайского полуострова.

Тем не менее, после Первой мировой войны англичане получили мандат на часть этого турецкого вилайета, назвав его более привычным европейскому уху именем Палестина. Собственно говоря, этот географический термин был введен веке в V  до н.э греками. Он никогда не обозначал названия государства, англичане тоже пользовались им как географическим понятием.

Несмотря на декларацию Бальфура, которая предусматривала создание в Палестине еврейского государства, англичане, владевшие этой землей с 1918 по 1947 годы, все больше склонялись к тому, что большую часть ее надо передать арабам. Тогда еще термин “палестинец” правильно обозначал жителя территории Палестина. Палестинцами именовали евреев и арабов. Именно между ними и разделили западную часть подмандатной Палестины резолюцией ООН от 1947 года. Евреи согласились на все – лишь бы получить давно лелеемое государство. Арабы особо ни на что не соглашались. Вспыхнула война за независимость Израиля.

Я не буду долго разбирать историю арабо-израильских войн. Я только расскажу вам последний анекдот – в фотографиях.

-2

-3

-4

Бутылки с минеральной водой из Франции (“Эвиан”) и из Израиля (“Мей Эден” и “Невиот”) содержат на этикетках четкую информацию о странах-изготовителях и заводах-изготовителях. Названия источников тоже присутствуют. А вот вам”палестинская” вода “Шахд” (“Мёд”). Гордая этикетка – “сделано в палестине”. Ни указания источника, ни интернет-адреса фирмы. Только телефоны и адрес эл.почты. При небольшом поиске в интернете обнаружился источник “палестинской воды”. Он действительно находится в Палестине – только восточной, принадлежащей государству Иордания. Вот его адрес:

-5

Address: Complex No 1, Ibrahim Munazail St 1, Jordan

Вот оно… какая вода, такое и государство. За ним не стоит сплоченная группа интеллектуалов. За ним – лживая группа антисемитов и антиизраильски настроенных политиканов и бизнесменов, для которых еврейское государство является болезненным и тяжелым доказательством их собственного ничтожества. Ничтожества в квадрате и в кубе – за 23 года своего полусуществования “палестинская автономия” , в которую вкладывали десятки миллиардов долларов так и осталась фантомным образованием. За первые 23 года своего существования маленький, беспрерывно воевавший за свою жизнь, Израиль превратился в сильное государство, отстоявшее независимость, вернувшее себе Иерусалим, и доказавшее всему миру, что евреев больше никогда не поведут в газовые камеры.  И так будет продолжаться – невзирая на истошные вопли иранских лидеров и пафосные заявления идущей к своему праведному концу главарей “Хизбаллы” и иже с ними. Поэтому, дорогие сограждане, не беспокойтесь по поводу “автономии”, а по поводу воды  – желательно пить ее побольше. Лето обещает выдаться жарким.