Советский Союз приютил многих коммунистов из других стран, бежавших от преследования за свои политические взгляды. Когда в Италии к власти пришли фашисты, Роберто Оросу ди Бартини пришлось искать приют в стране Советов. Получив на новой родине имя Роберт Людвигович Бартини, итальянский конструктор оказал неоценимое влияние на советское авиастроение. Бартини занимался проектированием летательных аппаратов нестандартных схем – экранопланов, самолетов с вертикальным взлетом и других. О разработке такого уникального самолета сегодня и пойдет речь.
С начала 60ых годов в Советском Союзе начался этап активного создания противолодочной и противокорабельной авиации. Из-за идущей полным ходом холодной войны напряжение в отношениях СССР и стран НАТО постоянно повышалось. Американский подводный флот обладал ядерным вооружением и вел регулярное патрулирование прибрежных вод СССР. В сложившихся условиях, Советский Союз имел острую потребность в летательных аппаратах, способных быстро и эффективно обнаруживать подводные лодки противника. Эта потребность позволила Роберту Бартини воплотить в жизнь свое уникальное детище – самолет-амфибию с вертикальным взлетом-посадкой – ВВА-14, получившее прозвище «Змей Горыныч».
ВВА-14 имел революционные для своего времени тактико-технические характеристики. Экраноплан мог взлетать и приземляться на водную поверхность, используя для этого специальные надувные поплавки, которые во время полета убирались в специальные контейнеры, а во время приводнение надувались. При этом самолет имел и обычное колесное шасси, что позволяло эксплуатировать его и на сухопутных аэродромах.
Для реализации системы вертикального взлета и посадки, должно было использоваться 12 турбореактивных двигателей РД36-35ПР, а так же 2 маршевых Д-30М, позволяющих осуществлять рулежку на аэродроме или на воде и обеспечивать полет в горизонтальной плоскости. К сожалению, создание двигателей для вертикального взлета-посадки затягивалось, поэтому испытания пришлось начать только на маршевых двигателях. К счастью, запаса их мощности было достаточно. Первый полет «Змея Горыныча» состоялся 4 сентября 1972 года. Для соблюдения конспирации, ВВА-14 был окрашен в цвета авиакомпании Аэрофлот.
Испытания летательного аппарата прошли успешно и все было бы замечательно, но двигателей для вертикального взлета-посадки «Змей Горыныч» так и не дождался. Постепенно интерес советских военных к новой разработке начал уменьшаться. Роберт Бартини пытался вдохнуть в проект новую жизнь, оснастив дополнительной парой маршевых двигателей и переориентировав машину в экраноплан. Но смерть авиаконструктора в 1974 поставила на проекте окончательный крест. На вооружение советский морской авиации уже поступило несколько серийных машин и тратить деньги на развитие других проектов государство не считало нужным.
Корпус экраноплана ВВА-14 частично сохранился и находится в авиационном музее Монино. В планах было полностью восстановить внешность машины, но этого так и не произошло. Второму экраноплану повезло еще меньше, сейчас он гниет на свалке завода ТАНТК имени Г.М. Бериева под Таганрогом.