Найти в Дзене
культшпаргалка

Четыре великих фильма, которые заставят вас полюбить классическую музыку

Фильмов, в которых звучит классическая музыка, очень много. Но здесь речь пойдёт о четырёх "атмосферных" лентах, в которых атмосферу делает именно музыка. "Солярис" (СССР). Режиссёр Андрей Тарковский. 1972 год Фантастика, детектив, психоанализ, философия, любовь, великолепные актёрские работы - этот фильм и без гран-при Каннского фестиваля был бы записан в книгу мировой киноклассики. На борту космической станции, изучающей планету Солярис, происходят загадочные и необъяснимые вещи: к каждому из трёх учёных на борту корабля являются фантомы, в которых воплощен их самый постыдный и мучительный жизненный опыт. К Крису приходит погибшая по его вине жена, и она - не совсем фантом. Распутать эту ситуацию можно только путём серьёзных моральных жертв. Органная хоральная прелюдия Баха фа минор "Я взываю к тебе, Господи!" с "космическим" сочетанием органа и электронных звучаний (аранжировка Эдуарда Артемьева) без слов даёт ответы на все вопросы. Она выражает сверхсмысл фильма, это взгля
Оглавление

Фильмов, в которых звучит классическая музыка, очень много. Но здесь речь пойдёт о четырёх "атмосферных" лентах, в которых атмосферу делает именно музыка.

"Солярис" (СССР). Режиссёр Андрей Тарковский. 1972 год

Фантастика, детектив, психоанализ, философия, любовь, великолепные актёрские работы - этот фильм и без гран-при Каннского фестиваля был бы записан в книгу мировой киноклассики.

На борту космической станции, изучающей планету Солярис, происходят загадочные и необъяснимые вещи: к каждому из трёх учёных на борту корабля являются фантомы, в которых воплощен их самый постыдный и мучительный жизненный опыт. К Крису приходит погибшая по его вине жена, и она - не совсем фантом. Распутать эту ситуацию можно только путём серьёзных моральных жертв.

Органная хоральная прелюдия Баха фа минор "Я взываю к тебе, Господи!" с "космическим" сочетанием органа и электронных звучаний (аранжировка Эдуарда Артемьева) без слов даёт ответы на все вопросы. Она выражает сверхсмысл фильма, это взгляд на всё с самой высокой точки обзора.

"Смерть в Венеции" (Италия). Режиссёр Лукино Висконти. 1971 год

В основе фильма лежит новелла Томаса Манна, а где Манн, там всё очень глубоко, неординарно и неоднозначно.

Пожилой композитор (чопорный баварец) приезжает в Венецию, чтобы хоть ненадолго вырваться из жизненной суеты, побыть одному и подлечить сердце воздушными ваннами на пляже. От нечего делать он рассматривает отдыхающую публику и замечает польского мальчика-подростка совершенно запредельной, ангельской красоты. То, что он начинает испытывать к нему, приводит его в полное смятение и ужас.
Мальчик оказывается не так прост, и водит композитора как рыбак щуку - на натянутой леске.

Всё это было бы просто пошло, если бы не музыка.

В фильме крайне мало слов и много музыки. Адажио из Пятой симфонии Густава Малера, фоном звучащее весь фильм, выносит эту историю на внесексуальный уровень, где даже смешное, странное и нелепое становится прекрасным воплощением любви.

"Королевство полной луны" (США). Режиссёр Уэс Андерсон. 2012 год

Шедевральный фильм вне всяких голливудов и артхаусов. Лирическая поэма о тех, кого называют лузерами.

Это история двух подростков. Он - изгой в своем скаутском отряде. Она - странная девочка 12 лет, с стрелками в стиле Бриджит Бордо, без тени улыбки на лице.
Они абсолютно и фатально одиноки. Мальчик сирота, от которого отказались приёмные родители. Девочка живет в большой семье, где мать разговаривает с детьми через мегафон и тайком встречается с местным шерифом, а отец в бессильном отчаянии рубит деревья. Просто рубит.
Они притягиваются друг к другу как два магнита, сбегают и создают свой честный и правильный мир, о котором прочитали в книжках.
Вокруг их побега закручиваются события, которые меняют всё внутри людей и даже в природе.

Музыка в "Королевстве"- это атмосфера фильма и второй план повествования. В ней, к тому же, есть смысловые ключи к тому, что происходит в фильме. Симфонический "Путеводитель по оркестру" и детская опера "Ноев ковчег" британского классика 20 века Бенджамина Бриттена в сочетании с Шубертом, Моцартом и французскими песенками 60-х - потрясающе выразительный микс чистоты, любви и наивности, которая только и способна спасти мир.

Здесь песенка для детского хора "Кукушка" из цикла Бриттена "Пятница после обеда".

"Меланхолия" (Дания, Швеция, Франция, Германия). Режиссёр Ларс фон Триер. 2011 год

Меланхолия - это мягко сказано. Если вы готовы получить дозу тяжёлой смертной тоски и сильного художественного впечатления от прекрасной режиссёрской и актерской работы в нагрузку - тогда смотрите.

Две сестры, одна из которых тихо мается ощущением бессмысленности собственной жизни, другая пытается спасти её своей самоотверженной любовью. Всё бесполезно, всё катится в смерти, все это знают, но делают вид, что живут обычной жизнью.
И вдобавок, на Землю медленно надвигается прекрасная и ужасная, как музыка Вагнера, планета Меланхолия. Столкновение неизбежно.

Нерв этого фильма - музыка вступления к супер меланхолической опере Вагнера "Тристан и Изольда".

Вы будете отравлены этим ядом выматывающей душу мелодии. Но в чём магия Вагнера - усвоите навсегда.