Найти в Дзене
Культуру в жизнь

Фотографические мари

Фотографические мари

Еще в одном зале Музея наивного искусства фотовыставка, посвященная обрядовой жизни современных марийцев.

Образ жизни и быт марийского народа напрямую связан с религией. Различные празднества, уборка в поле или другие бытовые работы в доме - все сводилось к верованию.

Христианизация марийцев началась с конца XVI века и особенно активизировалась в середине XVIII века. Многие марийцы были крещены принудительно и христианские обряды зачастую выполняли по принуждению, формально, сохраняя при этом старые, дохристианские верования и обычаи.

У марийцев в прошлом были очень развиты общинные моления. Они устраивались всей деревней или даже группой родственных деревень в священных рощах и носили ярко выраженный земледельческо-скотоводческий характер. Сроки этих молений зависели от сезонности сельскохозяйственных работ.

Весной, накануне пахоты, проводили праздник сохи. Севу предшествовал обряд ритуального посева яиц и семян на свежевспаханной полосе с пожеланием, чтобы зерна были такими же крупными, как яйца. Непременным обрядовым элементом летнего праздника было изгнание злых духов с помощью нагаек и прутьев, которыми под звуки трещеток и берестяных труб хлестали дома и постройки.

Проводившийся осенью праздник нового хлеба сопровождался приготовлением обрядовых блюд (главным образом, каши) из хлеба нового урожая и благодарственными молениями, адресованными верховному божеству марийцев Кугу Юмо.

Зимой отмечали праздник овечьей ноги (Шорыкйол). Одним из элементов этого праздника были гадания о будущем урожае. Парни выходили ночью в хлев и в темноте хватали овец за ноги. По шерсти пойманной овцы определяли, каким будет в новом году урожай.

Инициаторами молений-празднеств были выборные жрецы. Они же являлись исполнителями важнейших ритуалов. Верующие марийцы в жертву божествам резали скот, варили жертвенное мясо в общих котлах и ели его. Жертва (корова или бык) считалась угодной божеству, если она вздрагивала, когда жрец окроплял ее холодной водой.

По дохристианским верованиям полагалось, чтобы каждый мариец в течение своей жизни принес своим божествам четыре жертвы.

Большое место в религиозных воззрения марийцев, как, в прочем, и других финно-угорских народов Поволжья, занимал культ предков, к которым относились как к покровителям живущих. Разумеется, такое отношение, по языческим представлениям марийцев, достигалось посредством соответствующих молитв и жертвоприношений, через особые празднества-поминки, посвящающиеся усопшим предкам.

На семейных поминках у марийцев был обычай исполнять роль умершего. Таким "заместителем" умершего выступал обычно близкий родственник, например, брат или друг. За ним ходили на кладбище, для него топили баню, затем, после банного омовения, его вели в дом, сажали на самое почетное за поминальным столом, а он, облаченный в одежду покойного, рассказывал, как идут "дела" на том свете, какие там "новости". Затем его провожали, давали то, чего там не хватало, и говорили, чтобы не приходил пока не позовут.

Заключение брака у марийцев, как и у многих других народов в прошлом часто совершалось без согласия молодых, особенно невесты, путем родительского договора. Родители жениха давали за невесту выкуп, а ее родители-приданое из имущества и скота. Кульминационным моментом свадьбы был перевоз невесты в дом жениха. Свадебный кортеж ехал в тридцати-сорока повозках; на обычную четырехколесную телегу ставили сводчатый верх, покрытый кожей и украшенный резьбой. В круглых липовых кадушках с крышкой, навьюченных на лошадей по обеим сторонам седел везли имущество невесты.

В доме жениха на невесту надевали женский головной убор, она раздавала подарки его отцу и матери, родственникам, после чего молодых запирали в амбар-клеть с пожеланием - "ложась вдвоем, вставайте втроем". Свадебное пиршество продолжалось без их участия.

Традиционные свадебные церемонии теперь значительно упростились, стало немыслимым совершать браки без согласия молодых. Исчезли унизительное переговоры о размерах выкупа и приданого, сохраняются лишь некоторые самобытные обряды, например, надевание на новобрачную женского головного убора.

Последние годы стали временем возрождения многих, казалось бы, давно утраченных традиций, в том числе и языческих Загребин А.Е., Никитина Г.А. Финно-угорские народы России в социальных трансформациях ХХ века: опыт и проблемы адаптации //Congressus XI Internationalis Fenno-Ugristarum. Piliscaba, 2010. Pars 1.С. 297-331.
Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России - М.: Флинта: Наука, 1998. .

Однако, несмотря на изменения, произошедшие в некоторых обрядах, элементы обрядовости остаются на бессознательном уровне.
Таким образом, обряды и традиции чтились марийским народом. Им уделялось большое внимание, так как это было частью их повседневной жизни, каждый обряд проводился в точности, как это делали предки.