Найти тему

Ребенок отстает в развитии - в чем причина?

К рождению ребенка вся семья готовиться с трепетом и удовольствием. Родители покупают крошечную одежду, кроватку, коляску. Представляют себе, как малыш будет расти, как сделает первый шаг, скажет первое слово. Но никогда не думают о том, что первый шаг и первое слово могут оказаться для него недоступными.

Естественно, беременной женщине не придет в голову, что ее любимый сынок или дочка не смогут делать то, что делают все дети, да и вообще все люди вокруг- ходить, говорить, учиться, работать… И, если вдруг такое происходит, первой реакцией становится шок. Не хочется верить в это, не хочется смиряться с этим. И в голове звучит только один вопрос – почему? Почему это случилось со мной и моим малышом?

Чаще всего причиной серьезного отставания ребенка в развитии является поражение его головного мозга. Как я писала тут: https://zen.yandex.ru/media/id/5a8bcfda77d0e6e48ddc4ad0/o-sebe-o-bloge-5aa53742c3321b7084902316, я не медик, я мама, которой пришлось столкнуться с подобной проблемой. Поэтому, ниже изложенное – это мой пересказ информации, которую я, в свое время, узнала на приемах у врачей, у которых была со своими детьми.

Поражение головного мозга – это ситуация, когда под воздействием каких-либо факторов, гибнут клетки мозга. Также бывает, что работа мозга ребенка формируется неправильно из-за генетических нарушений.

Погибшие клетки мозга не восстанавливаются. Могут погибнуть единичные клетки мозга, а могут – целые участки. В зависимости от объема поражения, по-разному проявляются проблемы в развитии. При легкой степени, ребенок может в целом не отличаться от сверстников, лишь иметь некоторую неусидчивость, или, например, плохую память. Тяжелая степень поражения может выражаться в детском церебральном параличе (ДЦП), умственной отсталости, алалии (отсутствии речи), т.д.

Но, не смотря на то, что погибшие клетки головного мозга не восстанавливаются, выход из ситуации есть. Можно добиться, чтобы соседние (не пострадавшие) клетки взяли на себя функции пострадавших. На примере своих детей я увидела, что это действительно реально. Но очень не быстро. Поражение головного мозга – это не болезнь, от которой есть лекарство. Принял его – и через некоторое время здоров. Это – состояние. Состояние мозга, состояние организма. И для того, чтобы организм из этого состояния вывести, нужно этим заниматься - методично, целенаправленно, изо дня в день. В течение длительного времени. Такие занятия называются «реабилитация». Реабилитация ребенка с поражением головного мозга.

Успешность (или не успешность) реабилитации оценивается наличием (или отсутствием) динамики. То есть, если ребенок в четыре года не говорит вообще, и вы начинаете с ним заниматься, то рассчитывать на то, что к пяти годам он будет говорить так же, как его ровесники, не приходится. Но это не будет означать, что у вас все плохо и нет шансов.

Если к пяти годам, он по-прежнему отстает от сверстников, но при этом за год произошли изменения в его речи в лучшую сторону (например, полностью неговорящий ребенок начал произносить отдельные слова), это будет означать, что есть динамика в развитии. Развитие идет, а значит, есть шанс однажды догнать возрастную норму. Или, хотя бы к ней максимально приблизиться.