Найти на просторах бывшего Советского Союза человека, который хоть бы раз не смотрел снятый в 1977 году Эльдаром Рязановым фильм "Служебный роман" довольно сложно. Еще в первый год проката кинозалы посетило более 58 000 000 зрителей. Еще одним доказательством успеха советской комедии служит снятая по ее мотивам кинокартина "Служебный роман. Наши дни" Сам рязановский фильм был расхватан на цитаты и все же некоторые факты его съемок до сих пор неизвестны широкому кругу почитателей.
В 1978 году песня «У природы нет плохой погоды» стала лауреатом телеконкурса "Песня года", но мало кто знал, что ее слова написал сам Рязанов. Не знал этого и композитор, так как автор убедил того, что слова принадлежат британскому поэту Уильяму Блейку.
Андрея Мягкова, ранее блистательно исполнившего в "Иронии судьбы" роль Женьки Лукашина, представить в образе скромного работника статистики, скрупулезно подсчитывающего цифры, было очень сложно. Выходом стали очки в толстенной оправе и накладные усики, после чего в попадание в образ стало абсолютным.
Примерно такие же очки прекрасно дополнили облик "нашей мымры", который усиливался старыми и блеклыми вещами, добытыми из запасников "Мосфильма".
Перед тем как служебный роман стал фильмом, для его естественно был написан сценарий. На самом деле основой сценария была пьеса "Сослуживцы" созданная совместно Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым. Эту комедию впервые выпустили на подмостки в 1971 году, а в 1973 году был снят одноименный фильм-спектакль, однако его две серии восторженного отзыва критики не вызвали. Таким образом, эта постановка была успешно забыта и теперь известна только специалистам.
В "Сослуживцах" секретарша Верочка имела классический для данной профессии модельный вид. Однако приглашенная на эту роль Лия Ахеджакова не имела кукольного лица, поэтому роль переделали, оставив только тягу к моде. Следовать за модой у Ахеджаковой получилось прекрасно, да и сама роль вышла вполне запоминающейся.
Заместитель Калугиной Самохвалов, чью роль великолепно исполнил Олег Басилашвили, должен был всех поражать внешним блеском - чего стоили только нобиль и сигареты Мальборо. Естественно такой персонаж должен был иметь свой автомобиль. Наиболее подходящим транспортом оказалась "Волга", недостижимая мечта каждого советского обывателя. Однако Басилашвили совершенно не умел водить. Некоторое время автомобиль таскали на тросе, затем актеру нашли наставника - чемпиона страны по мотогонкам. И ученик "не подвел" учителя - он таки въехал в киоск "Союзпечати", где и повредил ценное кинооборудование. Некоторое время неудачливый водитель опасался, что весь гонорар уйдет на компенсацию повреждений, но все как-то обошлось.
Удивительно удачно был обыгран социальный статус героев - руководство в лице Самохвалова и Калугиной, как и положено начальству, проживает в центре столицы, Верочка с Новосельцевым добираются на метро с окраин Москвы, а Рыжовой суждено приезжать на подмосковной электричке.
В одной из сцен Новосельцев держал в руках бронзового коня - этот Пегас вообще настоящая кинозвезда. Еще в "Брильянтовой руке" Никулин искал такого же, но без крыльев. Позднее он снялся в "Старом Новом годе", "Формуле любви" и даже в "Семнадцати мгновеньях весны".
Наконец, полной импровизацией была сцена пребывания на романтическом ужине у Калугиной ее подчиненного. Рязанов задал своим подопечным только общее направление действий, предоставив в его рамках актерам свободу действий. Вышло очень и очень удачно - сцена полюбилась зрителям своим лиризмом.