- Марьванна! Непорядок: как не надо готовиться к школе - пишете, а как надо - не пишете. А тут собралась целая армия юных товарищей, желающих начать образование. Давайте-ка восполнять пробелы!
А давайте. Вопрос, как подготовиться к первому классу, "чтобы не было мучительно больно", не праздный. На днях открытых дверей родители забрасывают учителей вопросами и - правы. Только иногда от ответов-советов волосы на родительских головах шевелятся. Послушаешь, так прямо Гарвард с Оксфордом, а не общеобразовательная школа.
Постараюсь по-простому, без назойливой терминологии, с высоты многолетнего опыта...Чтобы ваш начинающий ученик находился "на плаву" и не "тонул", нужно подготовить его по четырём направлениям: учёба, здоровье, дети, взрослые.
1. Учёба. Вопросы родительские обычно касаются именно её: надо ли уметь читать, писать, считать и на каком уровне? Отвечаю, даже повторяюсь: ребёнок при поступлении в школу НЕ ОБЯЗАН уметь читать, писать, считать. Программы рассчитаны на обучение с "нуля".
Другое дело, что с полным "нулём" знаний и умений сейчас никто не приходит, а приходят дети с оооочень разным стартовым уровнем. Школы городские имеют классы по 28-30 детей. Учитель вынужден ориентироваться на так называемый средний уровень, чтобы основная часть класса в 65-70% детей понимала-успевала-усваивала. Понятно, что дети высокого уровня подготовки и способностей будут часто ждать, пока остальные подтянутся, и скучать периодически (так мы теряем отличников!), а дети, плоховато подготовленные, начнут отставать со страшной силой с первых дней и опускаться в самооценке. А времени на ожидание "слабышей" на уроке нет. Так система отбрасывает детей с трудностями и пробелами в учёбе. Психологи и практика показывают, что лучших результатов обучения в массовой школе можно достичь при наполняемости классов в 15-17 человек. Разделите 45 минут на 30 человек. Ответ - количество времени, уделённого учителем на уроке вашему конкретному ребёнку, не считая "ерунды" вроде объяснения материала для всего класса. Но кто бы слушал психологов и практиков? Но не буду отклоняться от заявленной темы.
Итак, к 1 сентября лучше научить ребёнка:
- читать хотя бы по слогам и периодически задавать ему по тексту вопросы на понимание и память типа: о чём ты прочитал, как зовут героев, какие события в рассказе-сказке происходят? Пусть порассказывает.
- считать (решать примеры) минимум в пределах 10, решать элементарные задачи: На ветке сидели 5 птиц, 2 улетели. Сколько осталось?
- писать ПЕЧАТНЫМИ буквами простые, короткие слова (мама, кот, луна и т.д.), не зацикливаясь на грамотности, повороту букв в нужную сторону и т.п. Письменными буквами писать не учите ни в коем случае!
- держать правильно карандаш (но это может не у всех получаться, не паникуйте);
- повторять рисунок по клеточкам.
Обязательно развиваем моторику и мышцы кисти в принципе! Рисуем, лепим, перебираем горох с гречкой, нанизываем бусины и т.п. Сейчас много всего продаётся для развития моторики. Чем меньше детали, тем лучше. Карандаш за счёт нажима развивает руку лучше, чем фломастер. Фломастер - так, развлекалочка, отдых. Помните: за моторику и речь в мозге отвечает один и тот же центр. Чем лучше развита рука, тем лучше развивается речь и мышление соответственно.
2. Здоровье. Укрепляем иммунитет как только можем и всеми доступными способами. Режим!!!! Режим важен не только с точки зрения "физики", но и психики, и работы мозга. В отсутствие режима сбивается работа центра саморегуляции организма, который находится в мозге.
Мышечный корсет! Следим за осанкой ребёнка, особенно, когда он сидит за столом. Оба локтя должны лежать на столе. Спина и шея должны составлять одну вертикаль. Это позволяет нервным импульсам из спинного мозга беспрепятственно проникать в головной мозг и активизировать его. Если спина кривая, начинаются сколиозы и подобные неприятные вещи. Это создаёт преграду нервному импульсу, работа головного мозга нарушается. А потом, прямая спина - это красиво!
3. Дети. Надо приучить ребёнка к мысли, что он хоть и самый замечательный на свете, но в классе он не один. Там ещё 25-29 не менее замечательных граждан, так же требующих внимания учителя. Иногда нужно наступить на горло собственной песне и дать возможность ответить кому-нибудь другому. Высший пилотаж - не обидеться до глубины души на учителя за это. Дрожащая и надутая губа, фраза "ну, блииин", сложенные на груди руки и насупленные брови, когда спросили другого - очень распространённые явления в 1 классе.
Кроме того, окружающие дети имеют привычку играть. И, о ужас, могут играть не с вашим ребёнком, а ему очень хочется. Вот тут ему надо набраться храбрости и попросить принять в игру. "А можно с вами?"- волшебная фраза. А ещё некоторые дерутся, ой-ой... А может, вашего хлебом не корми, дай кого-нибудь стукнуть, а тут ему надо будет терпеть и вести себя прилично. В общем, характер вырабатываем и разговариваем-разговариваем-разговариваем о "выживании индивида в обществе других индивидов"))
4. Взрослые. Вот тут основные понятия (правда, пока туманные и не всем доступные) - субординация и дисциплина. Ребёнок-первоклассник не должен говорить учителю "ты". Бывает такое, потом проходит. Приятно, когда дети говорят: "Мам, я всё написал", но лучше всё-таки "Марьванна."
Научите ребёнка не бояться попроситься в туалет, сказать, что болит голова, попросить листок или ручку. Не надо молча страдать и стесняться. Наоборот, назойливо дёргать учителя за рукав или юбку тоже не надо, учись ждать.
Научите ребёнка не бояться сказать учителю: "Я не понял, объясните мне ещё раз, пожалуйста".
Должна сказать, что на мой взгляд, наименее важный из этих 4-х пунктов для будущего первоклассника - это первый: умения читать, писать, считать. Главное - готовность физическая, эмоциональная, социальная. А знания и умения - дело наживное.
Вот так. Если что забыла, пишите: annalitts71@gmail.com