Найти тему
КАК ЭТО БЫЛО

Детская психопатия

Детская психопатия

О том, могут ли дети быть психопатами, специалисты стали задумываться не так давно — с середины XX века. Поводом этому послужила череда жестоких убийств, совершенных подростками с особым цинизмом и не уступавших в этом преступлениям взрослых маньяков.

Вспышки фиксировались практически во всех развитых государствах того времени: в Великобритании, США, СССР и т.д. Это навело специалистов на вопрос о том, каким же образом в сытых обществах, где не нужно с ножом в руках выгрызать себе кусок хлеба, среди подростков зарождается маниакальное поведение.

Чего больше в действиях юных душегубов: врожденных патологий, или же приобретенных негативных черт? Очевидно, что ребенок, выросший в семье дегенератов-садистов, на всю оставшуюся жизнь получает целый перечень психологических травм, а когда и как он выплеснет скопившуюся ненависть в мир — только вопрос времени. Однако пристальное изучение проблемы привело специалистов к поразительному выводу: существуют люди, которые буквально с первых лет своей жизни являются потенциальными серийными убийцами.

Медики обнаружили это случайно, когда изучали маленьких детей с осложнениями в развитии: аутистов и младенцев с поражениями мозга и ЦНС. Ученые обратили внимание, что некоторые полностью здоровые малыши имеют схожие проблемы, хотя никаких серьезных заболеваний в период формирования плода у них не было. Дети почему-то просто не проявляли типичных реакций.

К примеру, когда кто-то из других ребят в группе начинал истошно плакать, они не пытались их утешить или отползти подальше, как это обычно делают малыши. Эти дети просто продолжали заниматься своими делами, равнодушно игнорируя вопли. Странность поведения не объяснялась наследственностью: их родители не употребляли наркотики или алкоголь, не имели в роду шизофреников и родили ребенка без осложнений. У детей не было никаких врожденных дефектов и обладали хорошим интеллектом и здоровьем, однако были полностью лишены врожденной эмпатии.

В работах современных западных психиатров эта особенность называется «бессердечием-неэмоциональностью». В США в 2013 году этот термин официально внесли в перечень психических расстройств.

Специалисты могут выявить ее у ребенка, которому едва исполнилось 3-4 года. Такие дети специфически коммуницируют с миром: им неведомо раскаяние и вина за плохие поступки, зачастую они жестоки и чрезвычайно агрессивны к окружающим. При этом дети знают, что делают что-то плохое, однако к наказаниям они также безразличны. Для них плохие или хорошие поступки — словно нарисованные на бумаге образы: они просто есть, но смысла в них не больше, чем в каракулях.

Ученые утверждают, что подобных детей в мире порядка 1% от общего количества. Не каждый из таких малышей обязательно вырастет в хладнокровного маньяка, однако тем родителям, чьи дети проявляют отсутствие эмоциональности в младенчестве, специалисты рекомендуют обращать на воспитательный процесс повышенное внимание. Какой бы прекрасной ни была обстановка дома, без тщательного надзора и кропотливой работы над воспитанием равнодушный ребенок вполне может начать проявлять себя, как психопат: практиковаться в расчленении животных или насилии над более слабыми детьми.

Однако обычно родители таких мальчиков и девочек махнули на их воспитание рукой. Кто-то работает в несколько смен, не обращая внимания на то, в кого вырастает их чадо; другие — не прочь выпить и хорошенько приложить своего оболтуса головой об угол. Такие воспитательные меры лишь распаляют ненависть ребенка, давая ему новые поводы для того, чтобы выплеснуть ее на окружающих. И иногда ненависть выплескивается.

12 февраля 1993 года в Ливерпуле двое 10-летних мальчишек, Джон Венейблс и Роберт Томпсон, увели поиграть на железнодорожные пути 3-летнего Джеймса Балджера. Игра заключалась в том, что подростки били малыша по голове, а после того, как он перестал двигаться, засунули ему в рот и в зад найденные на пустыре батарейки. Мертвое тело ребенка они облили краской и положили на рельсы, чтобы имитировать несчастный случай. Суд приговорил малолетних убийц, несколько часов пытавших 3-летнего ребенка, к 10 годам колонии.

Венейблс и Томпсон росли в неблагополучных семьях, однако в Ливерпуле таких семей было хоть отбавляй, при этом только двое из всех тамошних ребят проявили себя садистами. Кто-то заметит: «Вот и главная причина, детей просто не воспитывали. Ни к чему тут разводить демагогию о всяких психологических штуках!». Позвольте согласиться лишь отчасти.

В одной из своих работ психолог университета Нью-Мексико Кент Киль, изучавший особенности работы мозга сотни психопатов, пришел к выводу о том, что несколько похожих нюансов встречается и в работе мозга безэмоциональных детей. В лимбической системе, которая отвечает у человека за обработку эмоциональных реакций, в обоих случаях фиксируется пониженное содержание серого вещества. Речь идет о недоразвитом миндалевидном теле, из-за нарушений в котором человек перестает испытывать эмпатию.

Миндалевидное тело отвечает не только за эмоции, но и за страх. Наши предки, оценивая хищника или врага, получали сигнал именно оттуда: драться или бежать, в зависимости от размеров и опасности противника. Нарушения или травмы этой части мозга приводят к тому, что человек в прямом смысле теряет страх, а значит, может броситься не на того и погибнуть. Вместе с этим он теряет и возможность распознавать страх на лицах окружающих. Многие психопаты и безэмоциональные дети наносят вред другим не из циничного наплевательства, а от того, что им вообще не понятна негативная составляющая страха, как категория. Отсюда и некое ощущение “игрушечности” насилия.

Другой схожий аспект работы мозга маньяков и проблемных детей вытекает из первого. В их жизни рано или поздно отказывают тормоза. Азарт и сомнительные удовольствия при отсутствии страха являются для них сугубо положительными. Подросток с нарушениями в миндалевидном теле может запросто проиграть все до последних штанов в карты из-за того, что ему неведом страх перед ущербом проигрыша. Сексуальное удовлетворение для психопата является лишь приятным стимулом, а значит он может запросто взять женщину силой. Или мужчину. Или что-нибудь еще. Потом его, может быть, посадят в тюрьму, так и что с того? В итоге и первые и вторые практически не способны учиться на своих ошибках. Они просто не понимают, где была эта ошибка.

Разумеется, каждый случай имеет свои конкретные особенности, однако проблема с лимбической системой мозга является немаловажной в списке причин асоциального поведения.