Дмитрий Азаров надеется стать первым губернатором Самарской области, которому удастся построить мост через Волгу в районе Климовки. Вспомнили для вас его трудную историю
Под строительство нового моста через Волгу около Тольятти (Климовка) могут изменить транспортную стратегию России. Чтобы включить «в систему международных транспортных коридоров» и Самарскую область.
Изменят или нет, не знает никто. По крайней мере областные власти подготовили (направили или нет, тоже непонятно) обращение президенту России с такой просьбой. Обращение было «предварительно тщательно проработано с министерствами», уточняет пресс-служба Самарской губернской думы, ссылаясь на врио губернатора Дмитрия Азарова. Строительство моста тщательно прорабатывается в администрации Самарской области с 2005 года — результата ноль.
Азаров сказал депутатам, «что в предыдущие годы этому вопросу уделялось недостаточно внимания, а некоторые крупные проекты так и остались на бумаге, например, строительство моста через Волгу».
Про то, что моста нет, известно всем. Но, начиная с 2012 года (прежний губернатор Меркушкин поставлен руководить областью в мае 2012 года), власти периодически заявляли о том, что работы ведутся. И даже успели потратить на проектирование более 331 млн рублей.
Но если в 2014 году Меркушкин заявлял, что мост будет готов в 2018 году, то в 2016-м — что в 2018 году только начнется его строительство. Начинается уже 13 лет.
Изменить транспортную стратегию России
В 2005 году власти Самарской области провели конкурс на разработку обоснования инвестиций в создание дороги Центр-Поволжье-Урал и мостового перехода через Волгу в районе Октябрьска. Победителем стало ОАО «Самарадорстрой» (группа СОК).
В феврале 2005 года правительство РФ включило строительство моста через Волгу в подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». Однако в 2008 году проект заморозили из-за кризиса.
В 2010 году власти объявили конкурс на финансово-экономическое обоснование строительства моста. Тогда же насчитали, что стоить он будет примерно 51 млрд рублей.
В августе 2012 года губернатор Меркушкин заявил: «Мы планируем построить еще один мост через Волгу немного выше плотины ГЭС для того, чтобы можно было попасть в Самару в объезд Тольятти». Предполагалось, что 10-километровый мост соединит Тольятти и трассу М-5 «Урал» в Ставропольском и Шигонском районах Самарской области в селах Левашовка и Климовка.
«Приблизить идею строительства автодорожного моста через Волгу к реальности удалось губернатору Самарской области Николаю Меркушкину», — гордо сообщила правительственная газета «Волжская коммуна» в ноябре 2012 года. Собственно вопрос поднял не Меркушкин, а рабочий АвтоВАЗа, который неделей раньше пожаловался на забитые транспортом тольяттинские дороги президенту Путину.
«По большому счету, там нужен мост, чтобы можно было обходить Тольятти», — цитировала «Волжская коммуна» Меркушкина. В ответ, как писало издание, Путин сказал: «Сформулируйте просьбу и давайте поручим правительству поработать вместе с вами».
После этого министр транспорта Пивкин отправился в Москву, откуда и сообщил «Волжской коммуне», что «по поручению губернатора прорабатывает вопрос о включении моста через Волгу в транспортную стратегию РФ».
Что делали-то
Первый конкурс по выбору проектировщика моста состоялся в июне 2013 г. Подрядчик — московское ОАО «Гипротрансмост» — должен был сделать его к декабрю 2015 года. За 146,1 млн рублей. Это была последняя публичная информация об участии «Гипротрансмоста» в проекте тольяттинского моста через Волгу.
«Мост проектируем и занимаемся определением границ дороги, протяженность которой будет около 100 км. Это будет глубокий обход Тольятти. Чтобы в течение ближайших 20-30 лет она не оказалась в черте городской застройки», — говорил министр транспорта Самарской области Иван Пивкин на заседании губдумы в январе 2014 г.
В июне 2014 г. губернатор Меркушкин пообещал, что мост будет достроен к 2018 г. «На последней встрече с Владимиром Владимировичем Путиным я вновь поднимал этот вопрос. Президент дал поручение правительству страны — начать прорабатывать источники финансирования строительных работ», — говорил тогда Меркушкин.
В марте 2015 г. Меркушкин обсуждал строительство моста с представителями ГК «Автодор» и ООО «Автодор-Инвест». Об этом сообщало облправительство. Появление этого объекта позволит снизить высокую транспортную нагрузку на М-5 «Урал», говорил губернатор: «Транспорта, который идет через плотину, все больше. Если он пойдет в обход Тольятти, это существенно разгрузит дороги». Итогов переговоров с потенциальными строителями никто так и не узнал.
В марте 2016 года минтранс области выбрал нового проектировщика моста — ООО Проектно-изыскательский институт транспортного строительства «Желдоризыскания». За 138,5 млн рублей. Сделать проект компания должна была к 29 мая 2017 г.
В декабре 2016 года министр транспорта области Пивкин рассказал депутатам губдумы, что проект моста через Волгу в Тольятти с выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал» (I этап) в Ставропольском и Шигонском районах Самарской области (около Климовки) будет передан в Главгосэкспертизу. По словам Пивкина, экспертное заключение власти планировали получить в течение 2-3 месяцев, то есть в начале 2017 года.
Срок начала строительства моста Пивкин не назвал. По его словам, власти собираются предложить участие в проекте Минтрансу России. При заключении договора государственно-частного партнерства (при строительстве мостов) федеральный бюджет может профинансировать 80% его стоимости. Остальные 20% — либо частный инвестор, либо областной бюджет.
В июле 2016 года пресс-служба Меркушкина выпустила сообщение под названием «По итогам встречи Президента РФ с Губернатором Самарской области региону планируется выделить средства на строительство моста через Волгу у с. Климовка и магистрали «Центральной».
В сообщении цитировали губернатора: «… в 2018 году начнется строительство крупнейшего за последние десятилетия инфраструктурного объекта – мостового перехода через р. Волга в районе с. Климовка. На эти цели ежегодно в 2018 и 2019 гг. планируется направить по 8,3 млрд рублей».
А в октябре 2017 года областной минтранс назвал подрядчика, который к концу года должен был подготовить документацию по планировке территорий на месте будущего строительства моста — в Ставропольском и Шигонском районах. Подряд получила самарская компания ООО «Терра» за 36 млн рублей.
Тогда же выяснилось, что месторасположение моста изменилось. Потому что правительство Самарской области изменило Схему территориального планирования в части транспортной и инженерной инфраструктуры. И вместо обещанного ранее министром транспорта «глубокого обхода Тольятти» дорога от Климовка до трассы М-5 переместилась в Тольятти.
Новая дорога к новому мосту будет проходить в районе Подстёпок, Русской Борковки, Васильевки и Тольятти, а выходить на трассу М-5 в районе развязки с Обводным шоссе. Как сообщали СМИ, против перемещения дороги были власти Тольятти. Но областные власти возражений не приняли.
Получить федеральное финансирование на мост ни в 2017, ни в 2018 году администрации Самарской области не удалось. Также как и не удалось привлечь ни одного частного инвестора. Поможет ли (возможное) включение моста в транспортный коридор привлечь деньги на него, тоже неизвестно.