В одна тысяча девятьсот шестьдесят втором году появляется «Акционерное общество конно-железных дорог». Оно должно было создать три маршрута для нового городского транспорта – конок. Запуск первого вагона на конной тяге состоялся двадцать седьмого августа одна тысяча восемьсот шестьдесят третьего года по Невскому. В дальнейшем, конки начали ходить от Гостиного двора до Никольского рынка и от Дворцовой площади до шестой линии Васильевского острова.
В семидесятых годах девятнадцатого века, в городе действуют уже двадцать шесть маршрутов и длина их больше восьмидесяти четырёх вёрст.
Конка выглядела как длинный восьмиметровый вагон из металла, окрашенный тёмной синей краской. В вагоне размещались две восьмиметровые скамьи и винтовая лестница, которая вела на империал (крышу). Там, также, находились две длинные скамейки. Проездной билет на первом этаже стоил пять копеек, а на крыше – три копейки. Вечером, когда становилось темно, водитель конки зажигал в вагоне фонари.
Тянули конку две лошади. Вожатый конки восседал перед вагоном на небольшом уступочке и управлял конной силой при помощи кнута и вожжей. Когда на пути конки появлялись беспечные пешеходы, вожатый дёргал верёвку, привязанную к специальному колоколу. Его звон предупреждали зевак об опасности. Останавливалась конка при помощи ручного тормоза или просто привычного «Тпррру!»
Были составлены специальные «правила пользования конно-железными дорогами». Они представляют очень интересный материал для сегодняшнего времени.
В правилах было записано, что пассажиры конки могут входить в вагон и выходить из него лишь во время остановок.
Контролёры обязаны помогать женщинам, детям и пожилым людям. Кучерам, контролёрам и кондукторам надлежит быть внимательными, предупредительными и вежливыми.
До конца девятнадцатого века просуществовали городские конно-железные линии. Это был самый массовый общественный вид транспорта. На смену конкам впоследствии пришли трамваи.
Ставьте палец вверх, если понравилась статья и хотели бы видеть похожие!