Найти тему
Обычная жизнь

Карьерный путь секретаря

В российской (а особенно московской) действительности секретарь – это молоденькая девочка, которой не больше 25, приятной наружности, смышленая, улыбчивая. Вряд ли нам удастся встретить на данной позиции умудренную опытом женщину в летах. И дело не в том, что здесь наблюдается возрастная дискриминация, вовсе нет. Всё дело в том, что «секретарь» в 95% случаев становится для девушки стартовой должностью.

В моей практике встречались: директор по маркетингу, директор по персоналу, директор по связям с общественностью, руководитель проектов, директор филиала, – все они начинали свою карьеру с должности секретаря. Как же им это удалось?

Практически в любой организации есть три направления, по которым можно развиваться: сбыт и маркетинг (сейловый блок или продвижение), основное производство (основная деятельность компании) и бэк-офис. Секретарь находится как раз в золотом сечении – месте, где сходятся все направления деятельности фирмы. Так или иначе, секретарю приходится сталкиваться с бухгалтерией и их кучей первичных документов, с сейлами и их презентациями, а также отчетами производственников.

То есть у секретаря есть уникальная возможность познать особенности работы того или иного отдела. Насколько адекватно руководство, регулярно ли и в каком объеме выплачиваются премии, уровень стресса и переработок, текучесть кадров и даже психологическая обстановка в отделе – обо всём этом секретарь может получить самое что ни на четь чёткое представление. Достаточно внимательно присмотреться и пообщаться с сотрудниками.

Итак, у секретаря на выбор три направления. Работая в сбытовом сегменте, можно получить самые большие деньги, конечно, если много работать, ведь зачастую уровень дохода менеджеров по продажам зависит от их объёмов продаж. Но придется терпеть капризы заказчиков, горящие сроки, риски, рамки, бюрократию и еще кучу всяких неприятностей, с которыми сталкиваются менеджеры по продажам.

В основном производстве самые большие возможности для карьерного роста. Например, в консалтинге можно начать с позиции стажера или младшего консультанта и дорасти до уровня исполнительного директора. Но на это потребуется много лет, конечно, и профильное образование при этом не помешает.

На первый взгляд самая спокойная сфера – административная. Здесь нет ни карьерных взлетов, ни больших денег, но зато стабильности – хоть отбавляй. Обычно распространённая мечта среди секретарей – стать менеджером по персоналу. Почему-то в представлении многих это хорошо оплачиваемая, спокойная работа, но дающая возможность почувствовать себя повелительницей судеб. Кто как не эйчар в курсе зарплат всех сотрудников? Кто участвует в распределении премий? Кто креативит мотивационные схемы? Кто участвует в подборе кадров? Правильно. Все эти вещи творятся с веления руководства, но руками менеджеров по персоналу. А также их руками в компании проводят сокращения и увольнения, – об этом не стоит забывать. В самые трудные кризисные времена весь удар приходится на кадровиков, которые вынуждены работать с теми, кого сокращают. Не самое приятное занятие, надо думать. Благо, что поддержка бизнеса располагает и другими профессиями: бухгалтера, юриста, экономиста, администратора, офис-менеджера, личного помощника, советника, административного менеджера и пр. Учитывая низкий уровень развития российского законодательства (в т.ч. налогового), эти профессии еще долго будут востребованы . Когда-нибудь на смену этим людям придут роботы, по пока в запасе есть лет 15-20 можно успеть построить карьеру в этой сфере.

Всем секретарям желаю удачи. А всем остальным офисным сотрудникам советую относиться к секретарям более вежливо и аккуратно, возможно, перед вами ваш потенциальный начальник.