Как работают системы платных парковочных пространств
На данный момент «Городские парковки» занимаются IT-сопровождением парковочных пространств в 16 городах России. Белгород стал четвертым в очереди на реализацию проекта по созданию платных парковочных пространств после Екатеринбурга, Сочи и Казани. Роман Хахалев рассказал об управлении системой и взаимодействии с городскими администрациями.
Паркоматная очередь
Роман, расскажите о вашей системе, на что опирались в разработке?
Разумеется, идея создания платных парковок принадлежит не нам — первые парковки нового типа появились еще в 2013 году в Москве. Наши «Городские парковки» — это, прежде всего, уникальный отечественный продукт, целиком и полностью созданный на территории Белгорода, призванный автоматизировать абсолютно все процессы такого сложного проекта, как муниципальное парковочное пространство. Помимо уникального для нашей страны московского опыта, опирались на практику Сан-Франциско, разбирали сложную систему, внедренную в Кёльне.
Запуск первых проектов был тяжелым — это сейчас на рынке уже понимают, что такое платные парковки, а в муниципалитетах появилась осознанное отношение.
С каким количеством парковок проект стартовал в Белгороде, и кто определяет, какая именно парковка будет платной?
У нас в городе проводилось две волны расширения — на этапе запуска было создано 750 парковочных мест, сейчас их более 2 тысяч. Для сравнения, в Екатеринбурге уже было 5 волн расширения, а лидер по количеству мест — Пермь — там их более 4 тысяч.
На этапе подготовки к внедрению город предоставляет карту планируемых парковочных мест, в зависимости от региона могут даваться готовые площади под размещение оборудования или только проект для анализа. Нет общей схемы, которая бы позволяла запустить систему на 100 миллионов — в каждом из регионов ситуация разная.
Мы всегда стараемся идти навстречу муниципалитету, даже если это выходит за рамки контракта. Успешно запущенный проект — это наш имидж.
Каким образом происходит ценообразование пользования парковочным местом?
Город самостоятельно определяет стоимость часа. Особо подчеркну — мы никак на нее не влияем. Если проект является концессионным или инвестиционным, то мы лишь можем предложить экономическую модель. Впервые такую практику планируется применить в Воронеже, однако торги по проекту еще не завершены, поэтому мой комментарий будет неуместен.
Сколько человек работает в «Городских парковках», и какой процент айтишников?
В компании порядка 50 человек, пожалуй, здесь все айтишники — мы даже бухгалтеров подтягиваем. Людей, занятых исключительно разработкой ПО — 10 человек.
По сути, вы занимаетесь разработкой ПО, как вы нашли поставщиков оборудования для системы?
Найти партнеров было несложно. Проанализировав рынок, поняли — у нас есть информационные решения, у них — оборудование, да и производителей паркоматов в стране немного. Работаем с московской компанией «Штрих-М» — они производят оборудование по собственным чертежам на заводе в Коврове. Через наши руки прошли уже 3 версии паркоматов «Штрих-М», сейчас ждем ввода в эксплуатацию четвертую.
Насколько сложной была техническая реализация системы парковок?
Основные сложности возникают в ходе промышленной эксплуатации. На старте любой новый проект воспринимается негативно, даже несущественный сбой может вызвать у людей серьезное негодование. Поэтому мы были обязаны настроить систему так, чтобы минимизировать количество обращений.
Я заметил, что для оплаты места с помощью СМС, нужно ввести код, начинающийся с «р31», в нем используются только русские буквы? Что если у человека телефон не поддерживает кириллицу?
Это лишь один из нюансов разработки для взаимодействия с конечным пользователем. У нас действует набор правил транслитерации — можно вводить и английскую «p» и русскую «р», также английская «b» будет равна русским «б» и «в». Я считаю, что нельзя загружать голову пользователя такими дилеммами, все должно получаться само собой и с первого раза.
Для нас остается актуальной проблема обработки машин с советскими номерами (без указания кода региона, — прим.), оплатить место такого автомобиля можно только через паркомат. Нужно понимать, что это не технологическое ограничение, а организационное.
Представьте, что есть спектр из нескольких десятков тысяч пользователей, куда входят и айтишники, и пенсионеры. Тут мы с вами решаем позволить водителям оплачивать автомобильные номера, минуя валидацию (проверка правильности выводов на основе знаний об объекте, — прим.). Сколько людей обратится с сообщением, что система списала с их мобильного деньги, но парковка не была оплачена? Все они, скорее всего, не будут подозревать о том, что не указали код региона и случайно оплатили парковку не своему автомобилю.
Осенью мы планируем доработать мобильное приложение, сняв таким образом ограничения на оплату старого или иностранного номера.
Каждый паркомат отправляет данные о полученной оплате онлайн. Как осуществляется выход в сеть? Что происходит при отключении электричества?
Во всех сопровождаемых нами проектах используется оборудование, рассчитанное на дистанционное подключение к единому серверу. Обеспечить передачу данных без проводов нам помогают «умные решения» «МегаФона». Более 160 M2M-sim-карт оператора установлены в паркоматах и системах фотовидеофиксации в нескольких регионах страны. Не буду скрывать, что в некоторых устройствах установлены sim-карты других операторов, но «МегаФон» показывает стабильно высокое качество связи и предоставляет широкое покрытие сети в тех регионах, с которыми мы работаем.
Что касается электроэнергии — в паркоматах есть резервный источник питания, за счет которого устройство может работать до трех суток.
IoT/М2М-решения помогают оптимизировать бизнес-процессы тысячам корпоративных клиентов «МегаФона». Установленные в датчики sim-карты позволяют отслеживать расход энергоресурсов и экономить на административных расходах даже со своего гаджета. Передовые компании уже давно используют M2M-услуги для контроля местонахождения объектов, автомобилей и даже специалистов.
Получается, что на парковках размещены датчики, фиксирующие и отправляющие данные о нахождении автомобиля на сервер?
Не совсем. Контроль осуществляется патрульным автомобилем, движущимся по заданному маршруту и автоматически фотографирующим расположение машин, находящихся на парковочных местах. В разных регионах методики фотовидеофиксации могут отличаться, помимо автомобильных в нашем арсенале есть пешеходные и стационарные комплексы. Выбор технологии, опять же, остается за администрацией. Но передача данных традиционно осуществляется по беспроводной связи. В этом плане современные M2M-технологии «МегаФона», конечно, хороший помощник в работе. В ходе развития проекта мы существенно изменили процедуру анализа нарушений и можем доказать нахождение автомобиля на парковке на протяжении всего временного промежутка.
Думаю, что некоторые находчивые граждане пытаются обмануть автоматику…
Это больной вопрос, касающийся всей территории России. Не так давно в Калуге произошел запоминающийся инцидент, когда человек прикрыл номер тысячерублевой купюрой и встал рядом. По правилам, пешеходный инспектор может очистить регистрационный знак от препятствующего фиксации мусора. В данном случае — это можно было бы счесть за воровство. Автомобилист, в свою очередь, терпеливо ждал, пока сотрудник не уйдет, лишь бы не заплатить 50-100 рублей за парковку.
Зимой номера с нарочито налипшим снегом — это классика. Тем не менее, сокрытие номерного знака не гарантирует избежание штрафа. Существуют механизмы определения нарушителя по марке автомобиля и части номера.
Удивительно, но зачастую, чем роскошнее автомобиль, тем беззастенчивее его водитель в плане «экономии» средств на парковку.
Наверное, можно отнестись с пониманием к людям, которые просто не желают платить за парковку, потому что раньше было бесплатно.
Этот проект никогда не был направлен на зарабатывание денег и не является попыткой продать воздух. Система городского парковочного пространства направлена исключительно на улучшение транспортной ситуации. Это необходимая мера регулирования в обществе, где практически каждый третий имеет личный автотранспорт. Лично я верю, что проект необходим регионам, пусть не всем, и действительно позволяет добиться порядка на проезжей части.
Еще раз уточню — наша компания не получает деньги за припаркованные автомобили, мы лишь занимается обслуживанием информационной системы. Ваши деньги — это плата муниципалитету, в том числе распределяемая на обслуживание парковочных мест.
Думаю, что для людей, считающих вашу организацию корнем зла, это станет новостью. Как функционирует механизм оплаты?
Система лояльна к пользователям. В большинстве регионов, которые мы обслуживаем, работает поминутная тарификация, позволяющая вернуть не потраченные средства на парковочный счет. При использовании любого платежного метода система прибегает к услугам третьих лиц, будь то торговый или интернет-эквайринг, служба электронной коммерции и даже сотовый оператор. Все они являются коммерческими организациями, предоставляющими услугу и работающими за вознаграждение. Поэтому любая комиссия за оплату парковки напрямую перечисляется платежному сервису за проведение транзакции.
Самым экономным способом оплаты парковочного места в Белгороде является наше мобильное приложение, в нем мы смогли добиться полного отсутствия комиссии. Почему-то среди всех проектов по количеству скачивания приложения белгородские парковки далеко не в лидерах.
Я считаю, что если вы не знаете сколько будете находиться на парковке, то лучше заплатить заведомо больше через приложение, а затем, когда будете покидать парковку, ее остановить — неиспользованная часть средств вернется на ваш парковочный счет и может быть использована для оплаты следующей парковки. Так можно минимизировать свои расходы, и не забивать голову мыслями о несвоевременном истечении оплаченного времени.
Подведите краткий итог. Что успели сделать за последнее время?
В 2016 году мы сильно подросли, инкрементировав инструменты автоматического деплоя программного обеспечения.
?..
Мы можем нажатием одной кнопки загрузить обновленный релиз приложения на продуктивный контур региона. Раньше этот процесс мог занимать от нескольких дней до нескольких недель.
Также прошлый год мы потратили на повышение качества продукта и оказания услуги, надеюсь наши пользователи заметили.
Недавно на плоскостных парковках стала доступна возможность бесконтактной оплаты сессии, к нашему разочарованию, спрос пока небольшой. Возможно, у нас еще недостаточный уровень информатизации региона.
Часто на ЖД вокзале вижу очереди в кассу, мы даже наклеили там инфографику, обучающую производить оплату через приложение, но на статистику оплаты это не повлияло, люди по-прежнему стоят в очереди. В то время как я проезжаю мимо них, оплатив место через приложение. Наверное, принимают меня за нарушителя. Кстати, напоследок хочу развеять миф, что я не плачу за парковку — у меня даже штраф есть.