(1901 -1992) Немецкая и американская актриса и певица, первая легендарная платиновая блондинка с бровями-ниточкой. Показала женщинам, что мужской костюм может быть соблазнительнее вечернего платья.
Мария Магдалена Дитрих родилась в обеспеченной семье прусского лейтенанта полиции и дочери известного ювелира в Берлине. В 6 лет пошла в школу, увлеклась игрой на лютне, фортепиано и скрипке. В 11 лет сократила свое имя до Марлен. Вместе с одноклассницами боготворила французскую звезду немого кино Хенни Портен. Ей прочили большое музыкальное будущее, но девушка не видела себя великой скрипачкой. Впрочем, воспаление сухожилия безымянного пальца поставило точку на академической музыке. Чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь Дитрих устроилась в оркестр, аккомпанирующий немым фильмам. Тогда-то она и увлеклась кинематографом всерьёз. А когда ее уволили из-за того, что единственная фройляйн в бэнде отвлекала музыкантов-мужчин, Марлен переключилась на актёрскую карьеру.
Экзамены в актёрскую школу она провалила, однако смогла добиться частных уроков. Освоив чечетку, канкан и танго, Дитрих устроилась танцовщицей в ночном кабаре. Первую большую роль Марлен Дитрих сыграла в 1927-м в «Кафе Электрик» Густава Учицки. Впоследствии сама актриса неохотно вспоминала этот период своей карьеры, считая, что в 20-х ничего из себя не представляла. Знаменитой актриса проснулась в 1930-м, после премьеры фильма «Голубой ангел» Джозефа фон Штенберга. Её Лола-Лола в шёлковом цилиндре затмила даже главного героя, которого играл первый в истории лауреат «Оскара» за лучшую мужскую роль Эмиль Яннингс. Уж больно волнующим и откровенным вышел образ певицы кабаре, поющей, что она хочет заниматься только любовью и больше ничем. А песни «Я с головы до пят сотворена для любви» и «Берегись блондинок» не только мгновенно стали шлягерами, но и обозначили одну из флагманских стратегий женской половины человечества. Не удивительно, что почти сразу Дитрих подписала контракт с «Paramount Pictures».
В том же году на экраны вышел «Марокко», где Дитрих появилась в мужском костюме, спровоцировав брючную экспансию в дамские гардеробы. Картина принесла актрисе первую и последнюю номинацию на «Оскар». После она сыграла у Штенберга еще четыре раза. В 1934-м актриса познакомилась с Эрнестом Хемингуэем. Он звал её Капусткой, она его - Папой. Впрочем, дальше нежных и трогательных писем отношения, тем не менее, продлившиеся до смерти писателя в 1961-м, не зашли. В 1935-м о ней пел Вертинский. А в 1936-м абсолютный актерский карт-бланш: 200 000 рейхсмарок, свободный выбор тем, режиссёров и продюсеров, при условии, что кино будут снимать в Германии, предложил Йозеф Геббельс. Дитрих отказалась. В 1937-м она снова отклонила предложение национал-социалистов, и демонстративно подала документы на американское гражданство.
В том же году она снялась в провальном «Ангеле» Эрнста Любича, после чего на два года ушла из кино. Зато по-своему блеснула в литературе: именно с Марлен, Эрих Мария Ремарк, безумно влюбленный в актрису, списал Жоан Маду в «Триумфальной арке». К актёрской работе её вернула необычная роль суровой барменши в вестерне «Дестри снова в седле». Очередной перерыв в съёмках актриса сделала в 1943-м и три года давала концерты в войсках союзников в Северной Африке. В 1945-м она приехала в Германию на похороны матери, о чем потом говорила:
Я почувствовала, что хоронила не только мать, но и Германию, которую я любила и которой для меня больше не существует.
Антигерманская позиция в период Второй мировой обернулась для актрисы презрением в ФРГ.
Закат блистательной Марлен начался в 1975-м - упав в оркестровую яму, она сломала шейку бедра. Через год из-за хромоты она заперлась в квартире и, чтобы заработать хоть что-то написала, мемуары. Книга не продавалась. Провалился и фильм «Прекрасный жиголо, бедный жиголо» с Дэвидом Боуи в главной роли, где Дитрих снялась в эпизоде. Не выдержав критики, она снова стала затворницей. Только в 1982-м Карл Дирке и Максимилиан Шелл уговорили ее на создание документального фильма. Она согласилась при условии, что не появится в кадре. Картина вышла в 1984-м.
Спустя 8 лет, в 1992 году Марлен Дитрих, легенда, образ которой на разные лады копировали Любовь Орлова, Мэрилин Монро, Рената Литвинова, и еще тысячи платиновых блондинок в алой помаде, умерла от сердечной недостаточности. В её честь названы площади в Берлине и Париже и даже астероид, открытый еще в 1923 году.
Автор: Ксения Золотарёва