Найти тему
мысли на пробежке

Почему наше общение сводится к демонстрации потребления?

— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные манёвры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
 — Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, — сказал я с лёгкой иронией.
Иегова кротко посмотрел на меня.
 — Рама, — сказал он, — вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я, а мой тип потребления, как сейчас говорят, сосёт и причмокивает. Только речь идёт о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю. Ничего другого в людях ты не встретишь, как не ищи. Меняться будет только конкретный тип потребления, о котором пойдёт речь. Это может быть потребление вещей, впечатлений, культурных объектов, книг, концепций, состояний ума и так далее.
 — Отвратительно, — сказал я искренне.
Пелевин. "Ампир V"

Величие Пелевина определяется теми вершинами мысли, на которые он регулярно восходит в своих произведениях. Выше приведена одна из них (по моему мнению). Кстати, именно отсутствие подобных пронзительных озарений во всех произведениях после "Ампир V" заставляет меня думать, что это последний роман, который Пелевин писал самостоятельно.

Пелевин как всегда точно и просто отметил простую и лежащую на поверхности вещь - мы потребляем демонстративно - для окружающих не в меньшей степени, чем для себя, а, может, и в большей. Почему же демонстрация потребления становится приоритетной составляющей нашего общения?

Все просто - мы живем в обществе потребления. У общества потребления свои ценности и приоритеты. Потребительские. Качество и вес человека в обществе потребления определяется качеством его потребления. Чем больше, лучше и разнообразней ты потребляешь - еду, одежду, технику, общение, образование, развлечения - тем лучше ты, как человек. Тем выше твое положение в обществе потребления. А чему подчинено наше общение? В большой степени человеческое общение - это охота на собственную значимость. Мы как пчелки, вылетаем к людям для сбора пыльцы своей самооценки. Самооценка - это уважительные, восхищенные или завистливые оценки окружающих - доказательство нашей значимости. А чем в обществе потребления мы можем добиться высокой оценки окружающих? Только демонстрацией качественного потребления. Поэтому да - " Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать"