Деревня обжарщиков 2017
На форуме «Деревня обжарщиков» ежегодно встречаются топовые обжарщики России. С 22 по 25 ноября он проходил в Белгороде. О программе форума, зарубежных экспертах и культуре потребления кофе в России нам рассказал сооснователь компании Znak Coffee Кирилл Продан.
ロシアコーヒー
[roshiakōhī]
кофе по-русски
Форум «Деревня обжарщиков» проходил в четвертый раз. Расскажите немного о самом форуме.
Российский кофейный бизнес делится на местную качественную обжарку и на местную некачественную обжарку. Есть люди, которые просто приобрели оборудование и жарят любой кофе. Это некачественный продукт. А есть люди, которые стараются, развиваются, ездят, летают по миру и занимаются отбором зерна. Как раз эти увлеченные люди участвуют в таких мероприятиях, как «Деревня обжарщиков».На прошлом, в Брянске, мы тоже были. Первый форум прошел в Новосибирске. Основатель — генеральный директор ООО «Колибри кофе» Валентина Моксунова. «Деревня обжарщиков» всегда проходит в октябре-ноябре, потому что урожай зеленого кофе в Бразилии собирают в августе и сентябре. Организаторы летят туда искать «зеленку», а по возвращении устраивают мероприятие.
Кто решил проводить форум в Белгороде?
Еще год назад мы выиграли конкурс «Деревня обжарщиков». Было несколько вариантов, где мог пройти форум, но выбрали Белгород, потому что мы обеспечены необходимой инфраструктурой.
Что входило в программу?
Форум состоял из трёх частей. Первая — образовательная программа для обжарщиков. Ее вел вице-президент Комитета мастеров обжарки Японской ассоциации спешелти-кофе (SCAJ) Хисаши Ямамото. Вторая — образовательная программа для бариста, которую вел профессиональный тренер бариста Йошихару Сакамото. Последние два дня посвятили научной программе Q-грейдера, координатора Лаборатории анализа и исследований в кофе Лукаса Лоузада Перейра из Бразилии. Участники открыли для себя кучу новых вещей.
Спикер из Бразилии — понятно. Но почему Япония?
Япония — один из мировых лидеров кофейного бизнеса. Наряду с Норвегией, США, Данией и Англией, эта страна впереди по инновациям и качеству кофейного образования. Мастер Ямомото — уважаемый и компетентный обжарщик. Йошихару — если бы был футболистом, то это уровень Жозе Моуринью, то есть он первоклассный тренер. Если берет подопечного, то этот человек входит, как минимум, в тройку лидеров на Чемпионате мира. Лукас уже 15 лет в этом деле, у него своя лаборатория в Бразилии.
Почему о форуме было так мало информации?
Если бы о форуме знали все, то у нас перед цехом была бы очередь человек 800.
Кофейная промышленность мира — это третий рынок по деньгам после рынка углеводородов и рынка металлов. Около 2 миллиардов чашек кофе выпивается в день! Это огромная индустрия, которая в ведущих странах мира раза в три более развита, чем в России. Например, в Румынии кофе выпивается в пять раз больше, чем во всей России. У нас до сих пор люди думают, что кофе должен быть горький… Описание кофейного вкуса для большинства, в первую очередь, это — горечь. Это все равно, если сказать, что вишневое варенье должно быть горьким. Кофе должен быть сладким, должен быть кислым. Кофе — это ягода. Когда Лукас давал свою лекцию, он называл кофе «кофе-черри», то есть кофейная ягода. Видели, наверное, в рекламе плоды кофе на кусте — это красные бобы, внутри которых косточка. Профессионалы на форуме стараются развеять миф о горьком кофе.
Вообще, кофе — это самый многогранный продукт в мире по количеству ароматических компонентов: до 1500. На втором месте идет вино — не более 800, все остальные продукты сильно ниже.
Вернемся к форуму. Сколько было участников, кто мог ими стать?
Участники — те, кто успел подать заявку, поскольку количество мест ограничено. Каждый из них заплатил 25 тысяч рублей за образовательную программу. Двадцать два человека участвовали в программе как ростмастера — обжарщики; 17 человек — в образовательной программе для бариста; научная часть программы — 20 человек.
Что получили участники?
Дипломы, но, в первую очередь, участники получили знания, которые они сразу же применили на практике. После услышанного они тут же шли тренироваться: бариста отправились к машинам, ростмастера — к ростерам. Гости Калипсо давали оценки результатам их экспериментов.
Чем отличался форум в Белгороде?
Форум отличался учебной программой. То, что форум всем понравился, можно сказать без ложной скромности. Это было супер! Компания очень удачно подобралась, и мы старались сделать так, чтобы люди уехали отсюда с воспоминаниями. Нашим друзьям из Японии и бразильцу, естественно, подарили водку. Они в восторге просто! Остальным участникам успели показать город в режиме авто-квеста. Наши волонтеры, спасибо им огромное, через Telegram скидывали задания. Суть заданий простая — отгадать загадку и поехать сфотографировать отгадку. Загадки были на тему: Князь Владимир, Дуб, филармония, Соборная площадь. Им город понравился, тем более, что многие в Белгороде впервые. Гости приехали из Сибири, Хабаровска, Владивостока, Омска, Новосибирска, Екатеринбурга.
Как иностранные гости оценили организацию?
Можно зайти в Фейсбук и посмотреть, что они написали. Когда они улетали, мы все обнимались. Вообще, японцы — очень открытые люди. Буквально на второй день мы сдружились. Они никакие там не закрытые и по культуре ничем особо от нас не отличаются.
Йошихару Сакамото:
Фестиваль в России закончился!
За 2 дня встретился с массой экспертов по кофе.
Оказывается их в России очень много.
Очень приятные впечатления.
Спасибо, Россия!
До свидания, Россия!
Кто помогал в организации?
Спонсоров вообще не было. Организация полностью легла на плечи компаний «Знак» и «Калипсо». Повторюсь, уровень развития кофейной индустрии в России такой, что это просто никому не интересно было. Вплоть до того, что связывались с белгородскими СМИ, а они отвечали: «Да ну, это не интересно».
Где будет проходить следующий форум?
Еще не выбрали. Мы, когда прощались, сказали, что не против, если форум второй раз подряд пройдет в Белгороде. Такое возможно, поскольку здесь нет каких-либо ограничений по количеству форумов. Лучше, естественно, менять площадки, потому что элементарно у людей стоят разные ростеры. Вот мы недавно купили себе легендарный ростер Probat UG22 1967 года выпуска. То, что могло там устареть — заменили, компьютеризировали. Фишка этого ростера — раньше металл не экономили, он толстостенный, поэтому стабильность обжарки в нем намного выше… Знаете, как у любой уважающей себя бабушки есть сковородка для блинов, старая, чугунная. Блины на ней получаются лучше, чем на новых тефлонах. Так же и с ростером. Гости были удивлены, увидев его. Они думали, что в России таких просто нет.
Не думали устраивать подобные образовательные форумы на местном уровне?
И так устраиваем достаточно часто, просто называются они экскурсиями в цех. Она не подразумевает собой “пришли, потрогали и ушли”. Естественно, людям рассказываем, завариваем разный кофе. Многие пьют кофе и чувствуют вкус, допустим, сливы. Для них самый настоящий шок: ну откуда в кофе слива? Объясняем, что зерно выросло из почвы, забрало такие-то минералы, которые, соединившись между собой, дали этот вкус. Когда пьем вино, мы же не удивляемся, откуда чувствуем вкус кураги, персика или яблока. Это нормально, мы уже к этому привыкли. Хотя еще 10 лет назад на таком же низком уровне было потребление сухих вин в России, а сейчас культура вина появляется.
Какие у вас планы?
Самое главное — развитие кофейной культуры и выход к людям. С кофейнями работать мы уже научились. Хотим поставлять хороший кофе людям домой. Для этого общаемся с ними через Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук.
Мы были техническими спонсорами крупнейшего в мире бизнес-события Synergy Global Forum. Губернатор Орловской области пьет наш кофе. Одно время поставляли кофе Ивану Урганту.
Начинали мы с 100 кг кофе в 2014 году, теперь наш объем уже 9 тонн. Следующий этап — обжаривать 40 тонн…
Мультик про двух мышек «Пинки и Брейн» смотрели? Планы такие же, как и вчера — поработить весь мир.