Монастырские вина и наливки, соленья и сыры, оливковое масло, пиво и другие плоды кропотливого труда монашеских рук всегда почитались среди гурманов как пример простой и вкусной пищи. Многие монастыри славятся своими ремеслами — как в Италии и во Франции, так и в Израиле. Дир-Рафат — один из примеров монастырского производства вин. Точнее — та самая винодельня, которая в Дир-Рафате нашла приют
Лев ВИЛЕНСКИЙ
фото автора
Земля вокруг монастыря Дир Рафат напоминает тосканскую. Те же холмы, покатыми спинами сбегающие к морю, невидимому вдали, те же одинокие деревья на склонах, поля, виноградники, небольшие домики деревушек.
Иудейские горы здесь становятся совсем низкими, переходя в приморскую равнину. Здесь когда-то пробегала граница между чужаками “плиштим” — вторгшимися филистимлянами, и евреями, населившими горы Иудеи и насаждавшими виноградники по их склонам. Филистимляне вино не любили, предпочитая утолять жажду напитком воинов и героев — пивом. Сосуды с дырчатыми горлышками, из которых пиво наливалось в чаши, а жмых оставался внутри, являются четким маркером филистимского городища, ровно как сосуды для вина — городища иудейского. Речь, впрочем, будет не о делах дней минувших давно, и не о битвах между героями Израиля и Филистии. Речь пойдет о вине и о монастырях, где это вино изготавливают.
Такие монастыри как Латрун и Бейт-Джималь (Бейт Гамла) известны у израильских любителей вина давно и прочно. Вина же из монастырской винодельни при маленьком монастыре Дир-Рафат известны немного меньше. Надо отметить, что иудейские горы богаты и сегодня винодельческими фермами. Их здесь 33 и расположены они в четырех основных районах: Гизо, а-Мазлег, Адулам и а-Ар. Во многих таких фермах производят помимо вина козий сыр и оливковое масло. Дань моде, или дань традиции — как кому удобно считать. А для любителей вкусно покушать — это дань желудку.
Сам по себе Дир-Рафат был отстроен в 1927 году на земле, выкупленной задолго до этого (в 1855 году) Латинской (католической) патриархией Иерусалима. Недалеко помещалась крошечная арабская деревушка Дир Рафат, что в переводе с арабского языка означает “развалины монастыря”. По парадоксальному совпадению, арабы выбрали себе место обитания возле развалин византийской церкви, которые были вскрыты позже при строительстве самого монастырского здания. Это, впрочем, не удивляет — арабы любили селиться в Эрец Исраэль на месте еврейских и византийских поселений, зачастую абсорбируя их названия и перекраивая их на свой лад. Архитектором для монастыря выбрали монаха-бенедектинца Маурицио Гислера (того самого, который спроектировал церковь в Бейт-Джимале). Организатором монастырского проекта стал святой отец Луиджи Барлассина.
Это был довольно любопытный “святой” отец. С 1920 до самой своей смерти — в 1947 году — Барлассина являлся католическим первосвященником Иерусалима. Помимо этого он занимал пост великого магистра Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Этот рыцарский орден, символом которого является так называемый Иерусалимский крест (с т-образными перекладинами и четырьмя небольшими крестами между ними), включает в себя коронованных особ, аристократов, крупных бизнесменов и общественных деятелей по всему миру. Задачами ордена является поддержка и развитие католических учреждений на Святой Земле Израиля. Тем не менее, при отце Луиджи Барлассине орден — по его личному указанию — занимался и еще одним видом деятельности, а именно переводом на арабский язык “Протоколов сионских мудрецов” и яростной антисемитской пропагандой, начинавшейся еще со школьной скамьи при монастырских учебных заведениях. Отец Барлассина не дожил до создания Государства Израиль, но его злые дела продолжали еще долгое время мутить неокрепшие умы арабов-христиан, учившихся при монастырях.
Сегодня Дир-Рафат является тихим местом, которое открывается по Субботам для осмотра туристами и гостями. Вплотную к монастырю (украшенному пятиметровой статуей девы Марии) примыкает винодельня Мони. Любопытно, что она принадлежит арабу-христианину, но в то же время является кошерной. Тем не менее, при винодельне, не работающей в Субботу есть открытый в ту же Субботу магазин, предлагающий вина, сыры местной выделки, оливки двух сортов, оливковое масло, различного рода приправы и соусы. Все это достаточно недорого и — говорят — довольно вкусно. Рядом с магазином, под тенью виноградной лозы, расположились на веранде столики. С той же веранды открывается великолепный панорамный вид на холмы. Почти тосканский пейзаж в совокупности с отличным вином привлекает сюда жителей страны и туристов. А за стаканчиком “каберне” или “шираза” можно и позабыть о злобном отце-основателе монастыря. Любопытному посетителю не возбраняется заглянуть внутрь церкви — там, на радостном голубом фоне потолочной росписи змеится нарисованная белая лента с 58 надписями на разных языках “Аве, Мария!”. Через дверной проем видны иудейские горы и виноградники на их склонах. А тишина здесь такая звонкая, что можно отдохнуть и не думать о том, что назавтра наступят будние дни…