Всего-то через месяц предстоит юбилей. 20 апреля 2017г. Д.Медведев подписал распоряжение 754-р об утверждении Плана реализации Государственной стратегии по ВИЧ-инфекции. Значит, пора будет подводить промежуточные итоги. О результатах я не говорю, пока лишь – о выполнении Плана.
Первый же пункт – об актуализации нормативно правовой базы по ВИЧ/СПИДу, оказался, увы, не выполненным в намеченный срок – в III квартале 2017г. Это позволяет региональным «ёптимизаторам» продолжать реформировать службу борьбы со СПИДом, поскольку при тренде на ее интеграцию в общую лечебную сеть алгоритмы этой интеграции никак не прописаны. Пензенские вожди, пользуясь этим и игнорируя действующую норму о том, что Центр СПИД – обособленное структурное подразделение в составе гибрида инфекционной больницы и кожвендиспансера, разрушили организационную структуру Центра СПИД и систему управления этим достаточно сложным механизмом – медицинской организацией особого типа. В первую очередь страдает система профилактики.
Выполнение второго пункта – о расширении сотрудничества с UNAIDS и ВОЗ, тоже представляется сомнительным, поскольку по определению предполагает использование профилактических подходов, доказавших свою эффективность в здравоохранении по всему миру. Причем не по принципу, которым руководствуется дурак, выковыривающий цукаты и вишенки из праздничного торта, а в комплексе. Тут нельзя не отметить и индикаторы результатов этого взаимодействия.
Так, в свежем докладе UNAIDS от декабря 2017г. отмечено, что «в Восточной Европе и Центральной Азии число новых случаев инфицирования ВИЧ возросло на 60% процентов по сравнению с 2010 годом, а число связанных со СПИДом смертей увеличилось на 27%». Россия – безусловный антилидер среди стран ВЕЦА. В политкорректном докладе сказано: «В странах, где службы здравоохранения и профилактики ВИЧ не смогли охватить территории и категории населения, в которых они принесли бы наибольшую пользу, число новых случаев инфицирования ВИЧ стремительно растет». Новые случаи – это показатель заболеваемости. Ситуация в странах определяется ситуацией в регионах, в которых не столько не могут, сколько не хотят… Не в одной профессиональной импотенции дело.
В Пензенской области и, главное, в Пензе, заболеваемость увеличилась с 7,7 на 100 тыс. населения в 2010г. до 48,2 на 100 тыс. в 2016г. Это, сами понимаете, рост отнюдь не на 27%. Данных за 2017 год нет – статистика недоступна или доступна в «обрезанном» виде (догадайтесь почему!). И совершенно очевидно, за счет чего это происходит - http://www.penza-online.ru/politika/?ELEMENT_ID=13435. По мне так не только за счет свертывания профилактических программ, а в связи с преступной некомпетентностью и нежеланием принимать решения органом исполнительной власти в сфере здравоохранения – региональным минздравом. Если не политкорректно – ситуацию в регионе профукали. Но региональный верховный сказочник считает, что во вверенной ему епархии все находится под контролем - https://penzanews.ru/medicine/122358-2017. И местные органы власти (губернатор, правительство, законодательное собрание) существующее положение дел, похоже, устраивает. Включая развал службы борьбы со СПИДом и ярковыраженный имитационный характер «профилактической» работы. Иначе, наверное, они бы реагировали на многочисленные сигналы о катастрофическом развитии событий. Впрочем, может быть, просто руки не дошли в связи с выборами.
Но об этом – в следующих постах.