Найти тему
Absurd police

«Проект Флорида» (The Florida Project) – Шон Бэйкер (Sean Baker), 2017 год.

«Проект Флорида» (The Florida Project) – Шон Бэйкер (Sean Baker), 2017 год.

Зашла в кинотеатр и посмотрела фильм «Проект Флорида», который оказался на удивление не плох. То есть он, конечно, фестивальный насквозь (одна трясучка камеры чего стоит), зато не про трудности жизни людей со странностями (я уже даже не в курсе какие чудики у них там сейчас в моде) в этом страшном неполиткорректном мире. Ничего эстетского и вычурного в фильме нет. «Проект Флорида» - это бытописание американских люмпенов.

События показаны с точки зрения девочки дошкольного возраста по имени Муни, живущей вместе со своей мамашей в мотеле, в окружении нищеты, грязи и аляповатых ярких красок юга Америки, где-то недалеко от флоридского Диснейленда.

Хэлли, мать Муни образцово-показательный люмпен, она полностью деклассированна и демонстрирует весь букет психических черт свойственных этой группе. Она груба, вульгарна, перебивается случайными, часто криминальными заработками, занимается проституцией и ворует. Она вроде бы и ищет нормальную работу, но как-то не слишком активно, словно и текущее положение вещей вполне ее устраивает. И в этом ее основная проблема, она не просто опустилась на самое дно жизни, но и настолько морально разложилась, потеряла человеческое достоинство, что теперь уже не столько объективные, сколько субъективные причины, сокрытые в ее собственной психике, мешают ей наладить свою жизнь и хоть как-то подняться. Это хорошо видно в ее отношениях с окружающими, ведь другие персонажи фильма относятся к ней с состраданием, пытаются помогать. Ответом на их помощь становится только черная неблагодарность, скандалы и вульгарные выходки. Сначала милостыню берет, а отвернешься – в спину плюет, так сказать. Всякие попытки помочь оказываются тщетными, разбиваясь об усвоенную установку на социальный паразитизм. Зрителю довольно быстро становится понятно, что ничего хорошего эту женщину в будущем не ждет.

На контрасте с Хэлли авторы фильма показывают вторую женщину, ее подругу. Она тоже мать-одиночка, воспитывает сына и живет в тех же жутких условиях, но в отличие от Хэлли она еще не полностью опустилась, работает в какой-то забегаловке и действительно прикладывает усилия для воспитания ребенка. Между этими двумя женщинами и пролегает грань, отделяющая обнищавшего пролетария от люмпена.

Но главные в фильме, конечно, дети. Дети, которые не понимают, насколько плохо они живут, не смотря ни на что, любят своих родителей, играют и радуются жизни. Маленькая Муни растет как придорожный сорняк, копирует вульгарные, асоциальные повадки своей матери и когда за ней все же приходят работники из социальной службы это воспринимается как шанс для девочки на лучшую жизнь. Рядом с матерью ее будущее представляется больно уж мрачным.

К взрослым, не умеющим наладить свою жизнь, можно относиться как угодно, но детей, с рождения не видевших иного мира и не имеющих выбора действительно жалко.

В целом, получилось неплохое исследование социального дна, с демонстрацией ярких черт психики люмпенов, хотя и без каких-либо остро-социальных выводов или исследования механизмов люмпенизации населения.

Просто портрет нищеты на фоне Диснейленда.