Лесозаготовители выбирают новые пути развития
Автор: Зульфия САФИНА
Фото: Ринат РАЗАПОВ
Каждый шестой из 60 лесозаготовителей Баймакского района организовал переработку древесины по полному циклу. Сегодня здесь арендовано 74 тысячи гектаров лесных участков с ежегодным объемом заготовки более 176 тысяч кубометров. Самый крупный арендатор — Баймакский союз лесопромышленников, объединивший 31 предпринимателя.
Отходы греют
В селе Темясово начали выпускать топливные брикеты — заменители угля и дров. В их составе, кроме отходов деревообработки, нет клея и каких-либо примесей, поэтому они экологически безопасны.
— В мае мы выкупили одно из зданий бывшего леспромхоза, — говорит директор предприятия Рим Хафизов. — За годы простоя оно серьезно разрушилось, на крыше даже деревья успели вырасти. Строители заново укрепили фундамент и стены, полностью заменили кровлю. На ремонтно-восстановительные работы ушло более полугода. Экзамен прочности в 30-градусные морозы здание выдержало неплохо, в помещении тепло.
В реконструкцию и запуск производства инвестировано более 30 млн рублей. Работу получили 22 человека — местные жители и вахтовики. Вахта длится пятнадцать дней. Приезжим предоставляется жилье, организуется питание. В среднем работники получают по 15 — 20 тысяч рублей, сообщили на предприятии.
— Раньше я работал машинистом на кирпичном заводе, но его закрыли, — говорит сорокалетний Фанис Абсалямов из Темясово. — Сейчас осваиваю новое дело, ничего сложного. Работать можно.
— Новое производство обеспечит более экономичным твердым топливом потребителей, к которым газ еще не пришел, — говорит заместитель главы райадминистрации Динар Хисматуллин. — Район получит значительную экономию средств в отопительный сезон. Кроме того, такое топливо сократит вредные выбросы, улучшит состояние лесов.
Опилки с возу...
Новый цех решил давнюю проблему одного из учредителей Баймакского союза лесопромышленников Альберта Казакбаева. Его пилорама расположена рядом — в свое время сельчанин выкупил оборудование леспромхоза.
— Пилим в основном березу, — говорит Казакбаев. — Наш постоянный заказчик — Магнитогорский металлургический комбинат. Опилки действительно девать некуда было. Сейчас об этом уже не думаем. Отходы прямиком к соседям отправляем.
Братья Набиуллины из соседней деревни Бетеря ждут, когда темясовский цех выйдет на более высокую мощность. Их производство поставлено широко, отходов древесины много.
— После приобретения многопильного станка наши возможности увеличились, — говорит Ильсур. — Обычные станки не дают нужного качества распила березы. Мы потратили на покупку пять миллионов рублей, теперь получаем материал экспортного качества — с точностью до миллиметра и хорошей геометрией распила. Белую часть березы отправляем за границу, сердцевину — на внутренний рынок.
Прямая речь
Марат ШАРАФУТДИНОВ,
министр лесного хозяйства республики:
— В прошлом году арендаторы Баймакского лесничества показали хорошее освоение расчетной лесосеки. Однако не все в полной мере реализуют существующий сырьевой потенциал. Первичная обработка древесины есть, однако про высокую добавленную стоимость конечного продукта речи идти не может.
При производстве пеллетов, или топливных брикетов, мы убиваем двух зайцев. Во-первых, утилизация отходов от переработки древесины, во-вторых, это высокорентабельная конечная продукция. Глубокая переработка — основа будущего лесной отрасли нашего региона.
Раньше зима считалась мертвым сезоном, последние два года это не так, говорят братья. Благодаря участию в аукционе они получили выгодный контракт с министерством обороны — из их материала изготавливаются ящики для снарядов и патронов. В Америку уходит материал для производства мебели. Есть заказы из Польши, Казахстана, Белоруссии.
Годовой оборот Набиуллиных 15 — 20 млн рублей, кредитами они не пользуются. За одиннадцать лет вложили в производство 50 млн рублей. На вырученные средства арендуют лес, покупают спецтехнику и оборудование. У них есть сушилка и канадские станки для глубокой переработки древесины.
— Переработка гораздо выгодней, чем просто распил, — говорит Ильсур Набиуллин. — Себестоимость кубометра растущего дерева примерно полторы тысячи рублей, а стройматериалов — 17 тысяч. Мы перерабатываем более 12 тысяч кубометров.
На предприятии работают 30 человек, в сезон больших заказов число работников доходит до полусотни. Средняя зарплата — 30 тысяч рублей.
Тем временем
В Сибае началось производство строганного из дуба шпона на экспорт. Больше в нашей республике этот строительный полуфабрикат никто не делает.
— Продукция востребована в Китае, — говорит гендиректор предприятия Хайдар Бадамшин. — На европейский рынок пробиться сложнее, но возможно. Мы работаем с очень требовательными и педантичными немцами и австрийцами. Для них важен каждый миллиметр. Рынок сбыта есть и в нашей стране.
Идею бизнеса он подсмотрел во Владивостоке, где волею судьбы пришлось поработать. Поэкспериментировал с башкирским дубом. Качество специалистов и заказчиков устроило. В Сибае арендовал, с перспективой дальнейшего выкупа, помещение бывшего управления орса. После ремонта завезли оборудование из Китая. Первую продукцию выдали полтора года назад. Инвестировано 150 млн рублей.
В планах у инвестора производство самой инженерной доски — конечного продукта. По словам Бадамшина, проблем с сырьем нет, а спрос на натуральное дерево никогда не падает.
На предприятии работают 60 человек, есть перспектива трудоустроить еще столько же людей. Персонал обучается на месте. К новеньким приставлен наставник из опытных работников.
г. Сибай.