Найти тему
Militarizm

Hawker Fury в Египте и Ираке. Суэцкий кризис 1956.

С окончанием 1-й арабо-израильской войны англичане восстановили военное сотрудничество с Египтом, в том числе тренировки летного состава и поставки авиатехники. Король Фарук, разумеется, никаких выводов из британского оружейного эмбарго 1948 года не сделал и Египет продолжил закупки авиатехники исключительно у Великобритании.

Несмотря на то, что Королевские ВВС Египта вполне разумно считали, что будущее за реактивными истребителями и, соответственно заказали первые партии Gloster Meteor и DH Vampire, было решено закупить и небольшое количество поршневых истребителей, которые, как считалось, будут быстро освоены личным составом.

Подготовка к перегону первой партии египетских Hawker Fury
Подготовка к перегону первой партии египетских Hawker Fury

В результате, кроме 19 Spitfire F-22 из наличия RАF, Египтом были заказаны 12 Hawker Fury новой постройки. Самолеты получили номера в диапазоне 701-712 и перегонялись с британского аэродрома Blackbusche. Первые три самолета перелетали 16 февраля 1950. В тот период британская пресса уделяла большое внимание рекордным перелетам Лондон — Каир и при перегонке Fury N703 в этот день летчик-испытатель фирмы Hawker — майор Neville Duke установил очередной рекорд преодолев 2200 миль за 6 часов 38 минут, включая 16 минут на Мальте. На промежуточном аэродроме самолет, разумеется встречал и обслуживал личный состав RAF, при этом непосредственно заправка занимала всего 6 минут.

После прибытия в Алмазу британский пилот провел в Каире две недели, в течении которых он проводил встречи с командованием ВВС Египта, гражданской авиационной администрацией, а также провел курс переучивания нескольких египетских пилотов на этот тип самолета.

Hawker Fury N703 на котором Nevill Duke установил рекорд времени перелета Лондон-Каир в 1950 году.
Hawker Fury N703 на котором Nevill Duke установил рекорд времени перелета Лондон-Каир в 1950 году.

Следующая пара перелетела 3 марта, 7-го, 9-го, 20-го и 24-го вылетало по одному самолету, 2 апреля снова пара («710» и «712»), а 3 апреля поставка завершилась перегонкой самолета с бортовым номером «711».

Прибытие новых Hawker Fury позволило перевооружить 1-ю эскадрилью REАF на передовом аэродроме Эль-Ариш с итальянских Массhi МС-205V. Действуя с Эль-Ариша египетские Hawker Fury вели патрулирование в районе неспокойной линии разграничения сторон, нередко углубляясь на сопредельную сторону. При этом, отделенный Суэцким каналом и британскими войсками от «континента» и штабов в Каире, Эль-Ариш обладал довольно большой степенью автономности в действиях авиации. В моменты обострения обстановки командование авиабазы своей властью отправляло Hawker Fury 1-й эскадрильи в «патрульный» или «тренировочный» полет над приграничными районами Израиля в рутинном порядке, без согласования со штабом ВВС.

 Майор Neville Duke на крыле египетского Hawker Fury
Майор Neville Duke на крыле египетского Hawker Fury

Одновременно с поставкой самолетов, англичане не только направили в египетские ВВС своих советников, но и проводили совместные тренировки и учения. 12 января 1951 египетский Hawker Fury взлетевший с аэродрома Баллах в ходе отработки воздушного боя столкнулся с британским DH Vampire Мк-5. Оба пилота удачно выпрыгнули с парашютами.

Хотя британские и египетские военные продолжали деловое сотрудничество, отношения между странами быстро накалялись — египетское общество хотело избавиться от тотального британского доминирования, а также военного присутствия в зоне Суэцкого канала. В октябре 1951 Египет денонсировал англо-египетский договор 1936 года, а в зоне Суэцкого канала все чаще происходили нападения египетских исламистов на британских подданных.

В январе 1952 начались вооруженные стычки между египетской военной полицией и британскими силами в зоне Суэцкого канала. 25 января англичане провели настоящую боевую операцию с применением танков против казарм египетской военной полиции в Исмаилии. Через несколько часов боя 900 египетских полицейских сдались, их потери составили 41 человек убитыми и 73 ранеными. Англичане потеряли 3 человек убитыми и 13 ранеными. На следующее утро толпы студентов, рабочих и полицейских Каира начали погромы британской собственности, в ходе которых полтора десятка британских граждан было убито.

Результатом этих кровавых событий было новое британского эмбарго на поставку оружия в Египет — были заморожены контракты на почти 180 различных самолетов, включая 8 Hawker Fury. Надо полагать, речь идет о дополнительной закупке этих самолетов, но каких-то подробностей по этому контракту нет. Хотя впоследствии, после нормализации англо-египетских отношений часть «заблокированных» самолетов все-таки была поставленна в Египет, Hawker Fury среди них уже не было — очевидно, что ВВC страны потеряли к поршневым истребителям всякий интерес.

23 июля 1952 года в Египте произошел военный переворот осуществленный организацией «Свободных офицеров». Египетские ВВС поддержали «революцию» полетами Метеоров, Вампиров и тяжелых бомбардировщиков над основными египетскими городами. Опасаясь, что король Фарук ускользнет от рук заговорщиков на одном из самолетов Royаl Flight, звено Hawker Fury было в готовности к перехвату. Впрочем, до этого дело не дошло и вскоре король Фарук отрекся от престола в пользу сына.

Через год, в июне 1953, монархия Египте была отменена полностью и провозглашена республика, а ВВС Египта соответсвенно перестали быть «Королевскими». В 1954 году во главе страны стал 36-летний ветеран Палестинской войны полковник Гамаль Абдель Насер.

Неожиданный снимок британских Hawker Sea Fury из состава 807-й эскадрильи Fleet Air Arm в Египте. Самолеты с британского авианосца HMS Ocean в 1952 году были «разгружены» на аэродром Kasfareet расположенный в зоне Суэцкого канала и принадлежащий Royal Air Force. Самолеты несут полосы характерные для войны в Корее.
Неожиданный снимок британских Hawker Sea Fury из состава 807-й эскадрильи Fleet Air Arm в Египте. Самолеты с британского авианосца HMS Ocean в 1952 году были «разгружены» на аэродром Kasfareet расположенный в зоне Суэцкого канала и принадлежащий Royal Air Force. Самолеты несут полосы характерные для войны в Корее.

Отношения Египта и Великобритании в 1952-53 годах оставались сложными – последняя всячески пыталась удержать за собой военный контроль над стратегически важным Суэцким каналом, но уже в 1954 году все-таки смирилась с неизбежным и пообещала вывести войска в течении 20 месяцев. После этого военное сотрудничество между странами снова нормализовалось, эмбарго отменили и Египет начал получать заказанные Вампиры и Метеоры.

Результатом стало перевооружение зимой 1954-55 годов 1-й эскадрильи ЕАF в Эль-Арише с Hawker Fury на DH Vampire Мк-52. Поршневые истребители перевели во «вторую линию» ВВС – в FTU (Fighter Training Unit) в Алмазе и использовали их для обучения летчиков-истребителей в качестве «промежуточного типа». Молодые летчики после обучения на учебных самолетах осваивали устаревшие винтовые истребители, и только после этого обучались полетам на двухместных реактивных Vampire Т-55 или Meteor T-7.

Neville Duke — летчик-испытатель фирмы Hawker вместе с египетскими офицерами около Fury N702
Neville Duke — летчик-испытатель фирмы Hawker вместе с египетскими офицерами около Fury N702

Хотя одновременно с поставками оригинальных британских Vampire Мк-52 Египет начал получать такие же самолеты произведенные по лицензии в Италии, было понятно, что ни DH Vampire, ни Gloster Meteor уже не являются современными истребителями. Египет попытался заказать у англичан Hawker Hunter, но искушенные своими давними колонизаторскими привычками британцы продолжили всячески «выкручивать руки» cвоим недавним подопечным. Примерно также обстояло дело с кредитом для постройки важнейшей для Египта Асуанской плотины, которая должна была не только дать мощный импульс развития египетской промышленности за счет электрофикации страны, но и увеличить продуктивность сельского хозяйства за счет нормализации орошения дельты Нила.

Увеличенный фрагмент предыдущей фотографии — хорошо видны черно-белые полосы быстрого распознавания, арабский и европейский номер самолета. На заднем фоне египетский транспортник С-47
Увеличенный фрагмент предыдущей фотографии — хорошо видны черно-белые полосы быстрого распознавания, арабский и европейский номер самолета. На заднем фоне египетский транспортник С-47

Не найдя понимания на Западе, президент Насер обратился за помощью к Восточной Европе, заключив миллиардную бартерную сделку с Чехословакией по обмену производимого там вооружения на египетский хлопок для ее текстильной промышленности. Советский Союз дал Египту кредит на постройку Асуанской плотины и оказал техническую помощь в строительстве, а также продал некоторые типы самолетов, которых Чехословакия не производила, например, бомбардировщики Ил-28 и истребители МиГ-17.

В результате, Египет получил современное оружие для войны с Израилем, а также кредиты для экономики. Но кредиты надо отдавать, а единственным крупным источником валюты в стране был Суэцкий канал, принадлежавший англо-французскому капиталу, который, понятно, всю прибыль выводил из Египта. Выход руководитель Египта придумал простой — дождаться ухода британских войск из зоны канала и национализировать его, оставив всю прибыль от Суэцкого канала своей стране. 13 июня 1956 года последний британский солдат покинул Египет, а 26 июля президент Насер национализировал Суэцкий канал.

Теперь кроме традиционного врага — Израиля, Египет заимел еще пару могущественных врагов — Францию и Великобританию. Франция, впрочем, окрысилась на Египет не из-за Суэцкого канала — она вела колониальную войну за удержание Алжира, а Египет помогал алжирским повстанцам. Исходя из принципа «враг моего врага — мой друг» французы поставляли в Израиль современные боевые самолеты, а также подарили большое количество танков Шерман и АМХ-13. При этом Израиль хотел нанести превентивный удар по египетской армии, пока она недостаточно усилилась чехословацким оружием, а Франция и Англия имели прежде всего политические цели — свергнуть ненавистный режим Насера и, так сказать, вернуть строптивую страну в привычное колониальное «стойло». Возврат же контроля над Суэцким каналом был прежде всего предлогом и де-факто рассматривался скорее как приятный «бонус» будущего вторжения.

Hawker Fury N702 в полете над районом дельты Нила.
Hawker Fury N702 в полете над районом дельты Нила.

Под угрозой широко разрекламированного англо-французского вторжения в зону Суэцкого канала Египет был вынужден отвести туда часть войск с Синайского полуострова. Это облегчило Израилю осуществление первой части совместного англо-франко-израильского плана — израильская армия должна была вторгнуться на Синай и выйти на подступы к Суэцкому каналу, «создав угрозу мировому судоходству». После чего англо-французы выдвигают ультиматум не агрессору, а его жертве — Египту, а когда тот отказывается вывести войска с собственной территории — его «немножко бомбят», а если он и после этого не капитулирует — захватывают Суэцкий канал силой. После чего, режим Насера, несомненно падет, его место займет «нужный человечек» и все будут счастливы.

Hawker Fury N703
Hawker Fury N703

К началу войны 1956 года ВВС Египта переживали бурный количественный рост, что одновременно привело к заметному снижению качества летного состава. В 1955-56 годах в Египет поступало большое количество новой авиатехники — из-за снятия эмбарго хлынули DH Vampire из Великобритании, одновременно пошла поставка таких же самолетов из Италии, плюс сотня МиГ-15 из Чехословакии и 12 МиГ-17 из СССР. ВВС Египта просто не были готовы «переварить» такое количество реактивных истребителей — опытные пилоты, воевавшие в 1948 уже были как минимум комэсками, молодые же, полетав немного на Fiat G-55, Spitfire-22 или Hawker Fury, переходили на реактивные Вампиры и Метеоры, после чего не успев толком их освоить уже переучивались на МиГ-15. При этом, надо понимать, что «средний пилот» Вампира на скоростном МиГ-15 становился слабым пилотом. С учетом в целом слабой подготовки основной массы египетских пилотов, для нормального освоения МиГов им требовалось определенное время, которого у ВВС Египта не оказалось — 29 октября началась тройственная израильско-британско-французкая агрессия против Египта.

Фактически, боевой состав ВВС Египта был следующим — в Центральной зоне имелось две эскадрильи — 1-я, осваивавшая МиГ-15бис и МиГ-17 (всего 30 самолетов, количество обученных пилотов неизвестно) и 2-я, имевшая на вооружении 20 De Haviland Vampire, часть из которых передали в Fighter Training Unit на аваибазе Файид. Еще 15 самолетов числилось в резерве — не кому было летать. Также имелось две эскадрильи по 12 бомбардировщиков Ил-28 — 8-я и 9-я, в каждой по четыре подготовленных экипажа.

В Восточной зоне ВВС Египта имелась 5-я эскадрилья c 8 британскими Gloster Meteor Mk-8, еще 15 машин прежней модели Мк-4 было в резерве — летать опять таки было не кому. 20-я и 30-я эскадрильи считались переученными на МиГ-15бис (12 и 15 самолетов соответсвенно). 31-я эскадрилья была безлошадной — сдала свои Вампиры (их продали в Саудовскую Аравию) и готовилась переучиваться на МиГ-15. Определенный боевой потенциал имелся у 40-го FTU (Fighter Training Unit) в Файид — кроме прочего имелось 8 Метеоров Мк-4 и 10 Вампиров Mk-52. На этих Вампирах воевали пилоты «безлошадной» 31-й эскадрильи.

В составе Авиационного колледжа в Билбеисе имелось 8 Hawker Fury и 15 Spitfire Mk-22. Порядка 20 Ил-28 и несколько десятков МиГ-15 (включая 24 сирийских) находились в двух OTU (Operational Training Unit), но это были абсолютно не боевые части, где фактически собирались и облетывались самолеты, а египетский технический и летный проходил только первичное обучение.

В 15.00 29 октября 1956 года, как и было запланировано, первый удар нанес Израиль. Чтобы выиграть время и ввести египтян в заблуждение относительно масштабов вторжения, израильтяне вывели из строя систему проводной связи на Синае и, имитируя очередной приграничный карательный рейд, отказались от артподготовки и налетов авиации. Вместо этого, сбив заслоны египетских пограничников, израильтяне отправили одну бригаду по слабоохраняемому побережью Красного моря в Шарм эль Шейх, высадили парашютный десант в центре Синая около стратегического перевала Митла и направили туда усиление по земле.

Масштаб израильского вторжения в Каире стали осознавать только ближе к полуночи. С утра 30 октября египетская авиация включилась в боевые действия, произведя за день около 50 самолето-вылетов против 100 самолето-вылетов израильтян.

31 октября израильтяне начали штурм египетского укрепрайона Умм-Катеф на севере Синая, который перекрывал все основные дороги ведущие вглубь полуострова. Одновременно развернулось сражение на перевале Митла в центре Синая. В ожесточенных боях это дня израильские войска смогли занять перевал Митла, выйти к Эль Аришу, отрезав сектор Газы, а ударом через перевал Дейка перерезать египетские коммуникации между Исмаилией и укрепрайоном Ум Катеф, кроме того были захвачены две важные позиции это укрепрайона — Абу Аджейла и плотина Руэфа. Однако в тылу израильтян оставался Ум Катеф, побережье Синая с Эль Аришем, окруженный сектор Газа и весь Южный Синай. Эффективные атаки с воздуха практически лишили боеспособности египетские резервы — 1-ю бронетанковую бригаду и 1-ю моторизованную дивизию, и это во многом решило исход боев за полуостров.

За день израильская авиация произвела 150 боевых вылетов. Египетская авиация, в свою очередь, произвела около 100 боевых вылетов, и хотя основная нагрузка выпала на эскадрильи реактивных Вампиров, Метеоров и МиГов, известны случаи применения поршневых самолетов. В частности, в боях участвовали самолеты Fighter Trainer Unit, действовавшие с Файида. Капитан Тахсин Заки, служивший инструктором, произвел вылет на Hawker Fury, атаковав несколько израильских целей на Синае. Его курсант, младший лейтенант Али Шарми, проходивший курс переучивания на реактивную технику, совершил по крайней мере один боевой разведвылет на Спитфайре F-22.

Израильская авиация потеряла от зенитного огня 5 поршневых Р-51 Мустанг и 2 АТ-6 Харвард, один Piper L-8 Cub был расстрелян четверкой МиГ-15 на земле. Еще 9 Мустангов, два Харварда и два DH Mosquito получили повреждения от зенитного огня. Два реактивных Dassault Ouragan были повреждены в боях с МиГ-15, но вернулись на базу. Египетские потери в воздушных боях составили 3 Vampire, 2 МиГ-15 и 1 МиГ-17, а также сбитый зенитками Gloster Meteor. В целом, хотя израильтяне имели некоторое превосходство в воздухе и, часто одерживали верх в воздушных боях, о господстве в воздухе речь не шла — египетская авиация постоянно атаковала израильские войска, а армейские зенитчики буквально «выкосили» эскадрильи поршневых «штурмовиков» ВВС Израиля.

Ситуация кардинально изменилась вечером 31 октября — Великобритания и Франция начали свое долгожданное вторжение в Египет. С наступлением темноты британские бомбардировщики начали бомбить египетские аэродромы, а утром удары продолжили реактивные истребители и палубная авиация. В нескольких случаях эти утренние налеты оказались весьма эффективными. Президент Насер приказал не вступать в бой против превосходящих сил авиации вторжения и начать эвакуацию новых самолетов за границу или их рассредоточение и маскировку. Одновременно египетские войска на Синае получили приказ сняться с оборонительных позиций и отходить за канал — вот тут и настал «золотой час» израильской авиации, которая начала безнаказанно утюжить египетские колонны.

В последующие дни войны, вплоть до 6 ноября, египетские Hawker Fury фигурируют в сводках сил вторжения исключительно в качестве уничтоженных на аэродромах машин. Нереально описать все удары англо-французкой коалиции по египетским авиабазам, поэтому упомяну только те когда жертвами числились Hawker Fury.

Впервые Fury упомянается 1 ноября в отчете об утренней атаке 10 Sea Hawks с авианосца HMS Albion (800-й, 802-й и 809-й эскадрилий) на авиабазу Алмаза — среди прочего утверждается один сожженный Hawker Fury и один поврежденный самолет этого типа.

В районе 11-00 дюжина Sea Hawks с HMS Albion (800-я и 802-я эскадрильи) атаковали аэродром Колледжа ВВС в Билбеисе, по их оценкам на аэродроме было порядка 100 самолетов, включая Харварды, Як-11, Chipmunk и Hawker Fury. Согласно заявкам атакующих было сожжено 5 Харвардов, два Яка и три Chipmunk, а также тяжело повреждено еще 15 самолетов без уточнения по типам.

В 14-10 с HMS Bulwark взлетело восемь Sea Hawks 895-й эскадрильи, которые атаковали Алмазу. Среди пораженных ими самолетов числился и поврежденный Hawker Fury.

Около 15-00 четверка Venom FB-4 из 249-й эскадрильи RAF штурмовала аэродром Кабрит — пушечным огнем обстреляны МиГ и Fury. Однако интенсивный зенитный огонь не позволил англичанам спалить самолеты окончательно.

Hawker Fury N703 над Англией
Hawker Fury N703 над Англией

После 16-00 шестерка Sea Hawks 895-й эскадрильи с HMS Bulwark повторили удар по Алмазе. Снова среди проштурмованых числится поврежденный Hawker Fury (интересно, не один и тот же самолет повреждают в третьем по счету налете?) Заодно, кстати, «морячки» разнесли историческую экспозицию музея ВВС Египта и сожгли все его экспонаты — Spitfire, Hurricane, Tiger Moth, Avro 626, Hawker Audax, Hawker Hart и Westland Lysander. Все самолеты, кстати, были британского производства.

2 ноября с раннего утра англо-французская авиация продолжила беспрерывные атаки египетских аэродромов. Три эскадрильи британских Venom FB-4 из 6-й, 8-й и 249-й эскадрилий четверками атаковали авиабазы с интервалом 20-60 минут. Например, аэродром Кабрит с 6-00 до 9-30 утра атаковывался 8 раз! При этом, в британской отчетности снова фигурируют Hawker Fury – один числится сожженным в налете в 6-30, а еще один уничтоженный и один поврежденный Fury — в 8-30. Общее же число уничтоженных египетских самолетов за утро достигло по оценкам штабистов Королевских ВВС 44, а всего с начала ударов — 170, без учета действий авианосной авиации. Атаки англо-французских ВВС и продолжались на протяжении всего дня, но Hawker Fury в их отчетах больше не встречаются.

Свою лепту в уничтожение ВВС Египта продолжала вносить морская авиация союзников. Четверка Sea Venom из 892-й эскадрильи проштурмовали Билбеис, заявив об уничтожении трех Харвардов и одного Hawker Fury.

Звено Sea Venom 804-й эскадрильи в свою очередь атаковало Алмазу, где записало на свой счет уничтоженными по одному МиГ-15 и Hawker Fury.

После этого Алмазу «посетила» шестерка Sea Hawk 899-й эскадрильи с авианосца HMS Eagle, которая записала себе два уничтоженных МиГ-15 и восемь поврежденных машин разных типов, среди которых было заявлено два Hawker Fury.

В 11-00 следующий налет на Алмазу совершила восьмерка Sea Hawk 800-й и 802-й эскадрилий с авианосца Albion и пара Sea Venom из 809-й эскадрильи. Эта группа «добила» поврежденный египетский Метеор и снова повредила два Hawker Fury, по одному МиГ-15, Вампиру и Ил-28. В дальнейших налетах египетские Fury не упоминаются, а всего «моряки» записали себе за день уничтоженными 5 МиГ-15 и 23 других самолета, а также около 50 поврежденными.

3 ноября англо-французская авиация продолжала «профилактическую работу» по египетским аэродромам, но налетов стало меньше. Меньше стало и египетских самолетов — немалую часть союзники уже сожгли, многое египтяне рассредоточили, а часть самых ценных самолетов вроде Ил-28 и МиГ-15 перегнали за границу. Соответсвено, количество сожженных и поврежденных египетских самолетов в отчетах заметно просело. Одновременно, фокус применения авиации стал смещаться на сухопутные войска противника — началась подготовка к захвату Суэцкого канала.

А вот авианосная авиация снова смогла записать в свой актив уничтоженные и поврежденные Hawker Fury. В полдень восемь Sea Venom с авианосца Eagle уничтожили в Алмазе пару таких машин и третью повредили. В одном из последующих налетов, в 14-10, восемь Sea Hawk 895-й эскадрильи также записали себе поврежденный Fury.

Hawker Fury N711 снятый на египетском аэродроме незадолго до войны 1956 года.
Hawker Fury N711 снятый на египетском аэродроме незадолго до войны 1956 года.

4 ноября ни один египетский Hawker Fury в прицел союзников не попал, но фоторазведчики обнаружили, что жизнь на аэродроме Алмаза еще существует — откуда-то появилось 6 «новых МиГ-15». Можно с большой долей уверенности сказать, что появились они из «столярного цеха», как ни странно, но деревянные модели в масштабе 1 к 1 египтяне делали очень хорошие.

Заметив непорядок на подконтрольном объекте, на следующей день — 5 ноября, Fleet Air Arm прямо с утра принялась его устранять в несколько заходов. В третьем налете участвовали 9 Sea Venom из трех эскадрилий с двух авианосцев — именно эта группа и заявила, среди прочего, один уничтоженный Fury и два поврежденных.

Следующий налет на Алмазу осуществляла «сборная солянка» Sea Hawk из трех эскадрилий. По результатам четверка из состава 810-й эскадрильи авианосца Bulwark записала себе поврежденный Hawker Fury, но скорее всего это был уже один из «подранков» переживших предыдущий налет.

Хотя на следующий день, 6 ноября, шла высадка десанта и авиация союзников переключилась на его поддержку, 893-я эскадрилья Sea Venom все-таки выделила время для налета на свой «любимый» египетский аэродром в Алмазе, который проштурмовала четверка британских истребителей. «Урожай» собрали неплохой — сожгли Харвард, Метеор и пару Fury, правда резонно полагали, что это поврежденные в предыдущих налетах машины.

В полночь боевые действия закончились. Англо-франко-израильская коалиция выполнила все свои военные задачи. Израильтяне нанесли поражение египетской армии на Синае, западные союзники с минимальными потерями разгромили египетскую авиацию на аэродромах, и на время захватили Суэцкий канал, однако своих политических задач по свержению враждебного режима они не добились, скорее наоборот, способствовали его укреплению.

Суммируя заявки RAF, FAA и ВВС Франции союзники уничтожили на земле 248 египетских самолетов, 66 вероятно и 250 повредили. Отдельно вели статистику по МиГ-15 — уничтоженными посчитали 128 таких машин, еще 22 вероятно уничтоженных и 81 поврежденным, но особой достоверностью эти данные не отличаются, по крайней мере в отношении МиГ-15 очень большой «оверклэйм».

С другой стороны, официальных данных о потерях авиатехники Египет не публиковал, президент Насер упомянул, что большое количество уничтоженных самолетов было макетами и в отношении Вампиров и МиГ-15 это вполне может быть правдой — фотографии этих макетов известны. С личным составом ясности больше — в ходе англо-французских налетов выбыло из строя по ранениям около 200 человек наземного персонала ВВС, 25 военных погибло, включая 5 летчиков — но все летчики погибли в воздушных боях с израильтянами.

Что касается потерь Hawker Fury, то официальных заявок по конкретно истребителям этого типа не попадалось. Суммируя найденные британские заявки получаем такую картину по уничтоженным машинам без учета поврежденных (так как они явно подвергались многократным атакам и, видимо, рано или поздно перешли в разряд уничтоженных):

1 ноября - 1 (Алмаза)

2 ноября - 2 (Кабрит) + 1 (Билбеис) + 1 (Алмаза)

3 ноября - 2 (Алмаза)

4 ноября - 0

5 ноября - 1 (Алмаза)

6 ноября - 2 (Алмаза)

ИТОГО - уничтожено 10 из 11 теоретически имевшихся в Египте Hawker Fury

Даже если в некоторых случаях британские летчики могли ошибиться с идентификацией типа самолета или результатом своей атаки, можно с уверенностью сказать, что Суэцкая война 1956 года оказалась «лебединой песнью» этого истребителя в Египте. Неизвестны никакие фото или прочие факты службы Hawker Fury в египетских ВВС после этих событий.