Все знают, что есть атомные электростанции, но мало кто видел их вживую, еще меньше были внутри, а если говорить о работниках атомных электростанций – их процент очень низок в любой стране, где есть атомная энергетика. Недавно мне повезло, и я побывал с экскурсией на Кольской АЭС.
До этого я ни разу не был на АЭС, а был только на ТЭЦ и ГЭС Мосэнерго, где вырабатывается электроэнергия для Москвы. И разница огромная. Как по размерам, так и по вырабатываемой мощности. Кольская АЭС питает весь Кольский полуостров, Мурманскую область и даже Карелию. На данный момент Кольская АЭС даже имеет избыточную мощность в 400-500 МВт, так как потребление электроэнергии после 1991 года (распад СССР) в Мурманской области и Карелии снизилось.
Сейчас я хочу просто показать фотографии с моими небольшими пояснениями, чтобы вы поняли мощь и размах не самой крупной АЭС в России. Заодно покажу фотографии, которые доказывают, что экологическая и радиологическая обстановка даже рядом со станцией более чем прекрасная.
Машинный зал. Для понимая масштабов – высота ограждений была мне по грудь при росте 176.
Фотографии выше были с «верхнего яруса» (хоть подняться можно было и выше). Теперь фотографии яруса ниже, сняты сверху и складывается впечатление, что внизу целый подземный город. Впрочем, это на самом деле так.
Святая святых – центр управления АЭС. Мало того, что попасть сюда крайне сложно, так вот фотографии тут жестко цензурируются. Если основной пульт фотографировать можно только после разрешения, то мониторы компьютеров только после двойного разрешения – службы безопасности и специалиста, работающего там. Ядерная безопасность, знаете ли. Надеюсь, что за эти снимки за мной не придут.
А это уже реакторный зал. Самая верхняя его часть. Попасть ниже не удалось, несмотря на желание – это опять же связано с тем, что необходимо соблюдать безопасность. Бежевые колпаки – это колпаки ядерных реакторов №1 и №2.
А это устройство, с помощью которого снимают крышку реактора для проведения различных работ – от замены топливной кассеты до более серьезных, например профилактического осмотра.
Если перейти в цех обращения с радиоактивным отходами, то по пути можно увидеть вот такую технологически-индустриальную красоту
И вот такой зал управления
А сейчас будет очень интересная информация для тех, кто переживает за ядерную безопасность. На Кольской АЭС разработали уникальный способ переработки жидких радиоактивных отходов. Технологию я вам объяснить научно-популярным языком не смогу, однако суть передам. Представьте, что есть жидкие радиоактивные отходы. Например, вода, которой мыли пол реакторного цеха (моют каждый день и вода «фонит»). Выливать ее в любой водоем не вариант и поэтому такую воду раньше хранили в специальных огромных емкостях на территории АЭС. Но у любого объема для хранения есть конечный показатель и он рано или поздно будет достигнут. И на Кольской АЭС взяли и разработали технологию, по которой жидкие радиоактивные отходы превращаются в солевой плав, при котором объем отходов уменьшается более чем в 500 раз. Плав твердый и совершенно не радиоактивный – я проверял дозиметром. Его можно трогать, но выносить со станции нельзя. В дальнейшем планируется, что из плава будут извлекать полезные химические соединения.
И еще немного про экологическую и радиологическую обстановку около Кольской АЭС. Когда станцию только запустили в 1973 году, местные жители задались вопросом – все ли хорошо и не отразится ли на их жизни и здоровье соседство с атомной электростанцией. Естественно, больше всех беспокоились жители города Полярные Зори, расположенного всего в 12 км от АЭС.
Для начала надо коротко и упрощенно рассказать, как работает АЭС. В реакторе происходит контролируемая ядерная реакция и там очень высокая температура. В этой высокой температуре нагревается вода. Эта вода, не соприкасаясь нагревает другую воду до состояния пара температурой около 300°С, а этот пар в свою очередь подается на турбину, которая вращает турбину, которая вращает генератор. Генератор и вырабатывает электричество, которое через трансформаторные подстанции подается туда, куда надо.
Вода, которая нагревается в реакторе относится, если так можно сказать, к классу особо лютых радиоактивных отходов, а вот вода, которая вращает турбину абсолютно нерадиоактивна. Ее обычно охлаждают в градирне и или пускают по второму кругу или сбрасывают в ближайший водоем. В случае с Кольской АЭС воду сбрасывают.
Вернусь к экологической безопасности. Когда АЭС запустили в 1973 году местные жители очень быстро задались вопросом собственной безопасности. Чтобы их успокоить руководство АЭС приняло решение открыть форелевую ферму на месте, где отводной канал Кольской АЭС впадает в Молочную губу озера Имандра. Поставили садки и завезли туда радужную форель, которая, как известно, очень чувствительна к любым изменениям. Проще говоря, если вдруг изменится радиационный фон или произойдет еще что-то менее опасное – она сразу всплывет вверх брюхом.
Вот так выглядят садки форелевого хозяйства
В этом садке рыбы нет и сетка поднята наверх. Сетки понимают наверх вручную, так что работа на свежем воздухе тут регулярна.
А тут есть рыба. Осетра сфотографировать удалось, а форель мельче, более юркая и плавает глубже осетра, так что не серчайте – фотографии форели у меня не получились.
А это процесс кормления именно форели. Очень похоже на кадры из фильма, когда в реку с пираньями упал кусок мяса, только вместо мяса тут специальный корм для рыбы.
А это – своего рода «летняя резиденция рыбы. Большой садок, который находится уже непосредственно в озере. На лето рыбу переносят туда и ей там не только просторнее, но и «большая вода».
Так что с экологией и радиационном фоне там все очень хорошо. Даже на самой АЭС радиационный фон ниже, чем в Москве, а рыба крайне живая.
Если вам понравился репортаж – поделитесь им в социальных сетях, мне будет приятно.