Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Бронетехника ЗИЛ: как повторить успех БТР-152

У людей, даже не интересующихся военной техникой, при слове БТР возникает нечто восьмиколесное. И впрямь, начиная с 1960-х четырехосную схему до сих пор успешно используют. А при упоминании автопроизводителя ЗИЛ в голове не возникает ничего, кроме стареньких грузовиков с синими кабинами. А здесь все не так просто, и создатели одних из самых известных в СССР грузовиков немало внесли в облик Советской Армии прошлых лет.

БТР-152: бронетранспортер, построенный на шасси грузовика ЗИС-151
БТР-152: бронетранспортер, построенный на шасси грузовика ЗИС-151

Три оси, расположенные не так

Американский бронетранспортер M3, вдохновивший советских конструкторов на создание полугусеничной конструкции
Американский бронетранспортер M3, вдохновивший советских конструкторов на создание полугусеничной конструкции

Во время Второй Мировой советская армия столкнулась, среди прочего, с необходимостью создания бронированного транспорта пехоты. Успешное применение немцами машин от Hanomag, и использование американцами транспортера M3 лишь подтвердили этот тезис. А ввиду того, что обе машины обладали полугусеничным шасси, было решено использовать такую концепцию для первого советского БТР. В 1944 году инженеры ЗИСа приступили к разработке полугусеничной машины. За основу «автомобильной» части взяли подвеску грузовика ЗИС-5, а агрегаты гусеничного привода позаимствовали у легкого танка Т-70. В том же году опытный БТР Б-3 попал на испытания, которые показали неподготовленность машины. Рядного мотора в 85 сил оказалось мало для танкового – пусть и легкого шасси. Проект закрыли, а к концепции полугусеничного транспорта более не возвращались, что предрекло облик всех последующих советских БТР.

БТР Б-3, "ахиллесовой пятой" которого стал маломощный двигатель
БТР Б-3, "ахиллесовой пятой" которого стал маломощный двигатель

Следующим шагом было создание колесного БТР, разработка которого велась параллельно с принятием в эксплуатацию грузовика ЗИС-151. Полноприводный автомобиль, который – вопреки расхожему мнению – не был копией американского Studebaker, был отличным донором. Более того, новая машина стала первым советским автомобилем с тремя ведущими мостами, что обусловило использование этой базы для бронированного транспорта. Его трансмиссия и подвеска легли в основу советского БТР-152, принятого на вооружение в 1950 году. Машина выпускалась 12 лет, а окончательное списание этих бронетранспортеров в России прошло лишь в 1993 году. Эта машина обладала внушительной проходимостью и надежностью. А защищенность 152-го соответствовала угрозам своего времени. Таким образом, ЗиС, переименованный в ЗиЛ, написал свою первую главу о советских БТР.

Полноприводный трехосник ЗИС-151, который лег в основу БТР-152
Полноприводный трехосник ЗИС-151, который лег в основу БТР-152

Как переехать окоп

БТР-Э152В, которому, наконец, дался окоп
БТР-Э152В, которому, наконец, дался окоп

Военные изначально были довольны концепцией БТР-152. Единственной бедой машины была надежность, которую подтянули лишь к середине 1950-х. К тому времени обозначилась другая проблема – проходимость. Трехосный автомобиль с полноприводной трансмиссией и огромным клиренсом легко справлялся с бездорожьем. Но дороги войны – это не всегда плохое покрытие, или его отсутствие. Проблемой машины была невозможность пересекать окопы и рвы, что сводило на нет остальные вездеходные возможности транспортера. В 1956 году было выдано задание по устранению этого недостатка. Конструкторы решили обойтись «малой кровью», установив поддерживающие катки между первым и вторым мостами. Простое решение не принесло ожидаемых улучшений, более того – проходимость БТР-152В стала даже хуже: катки брали на себя часть массы, «разгружая» ведущие оси, что приводило к пробуксовке. Было ясно, что без глобальной модернизации не обойтись. Как и в случае с созданием 152-го, помогли грузовики. Параллельно велись работы по созданию модернизированного ЗИЛ-157Р, мосты которого установили на равном удалении друг от друга. А для маневренности два передних моста сделали управляемыми. Грузовик продемонстрировал лучшую проходимость. Более того, он мог преодолевать рвы, шириной более двух метров. Зимой 1957 году был готов первый экземпляр бронетранспортера БТР-Э152В. Испытания прошли успешно лишь частично. Окопы и рвы шириной до 2,5 метров давались экспериментальному БТР легко, но средний мост с трудом переживал поперечные нагрузки при выходе из окопа. Динамические испытания тоже оказались неудовлетворительными. При движении на скорости свыше 40 км\ч, два управляемых моста приводили к «рысканию», а само управление было слишком трудоемким. Экспериментальный образец снова отправили на доработку, которая завершилась летом того же 1957-го. Обновленная машина получила более прочные мосты, а управляемыми стали первая и последняя ось. Хрупкость средней оси решили путем отказа от шариковых ШРУСов, которые часто выходили из строя. Но испытания снова разочаровали конструкторов ЗиЛа: слабым звеном оказался средний мост – только теперь разрушалась его главная передача. А управляемость трехосника на скорости по-прежнему была сложной. Нарекания военных вызвала и посредственная динамика БТР-Э152В: со 117-сильным мотором и трансмиссией, рассчитанной на максимальную тягу, машина разгонялась лишь до 53 км\ч.

Машину не успели довести до требуемой кондиции, так как военные изменили требования к подобной технике
Машину не успели довести до требуемой кондиции, так как военные изменили требования к подобной технике

Возможно, в третьей редакции БТР-Э152В потерял бы статус «экспериментального», продолжив семейство бронетранспортеров московского завода. Но к 1958 году военные изменили требования, предъявляемые к современному БТР. Новая машина должна была обладать плавучестью, проходимостью и более защищенным корпусом. А это – совсем иная конструкция. Хотя, сдаваться ЗиЛ не собирался.

Последняя попытка

Новые требования привели к пониманию необходимости совершенно новой конструкции, над которой работы начались параллельно с первыми испытаниями Э152В. Неудачный опыт модернизации БТР-152 дал верное направление конструкторской мысли. Уже в 1959 году был представлен первый прототип новой машины – ЗИЛ-153.

ЗИЛ-153 стал чем, что воплощает современное понятие о БТР
ЗИЛ-153 стал чем, что воплощает современное понятие о БТР

Машина имела необычный облик: если предшественник еще имел нечто общее с гражданскими автомобилями, то новинка была больше болотоходом. Здесь подвеска была уже независимой, а диаметр шин составлял 20 дюймов. Закрытый корпус состоял из сваренных бронелистов. Машина снова оснащалась двумя управляемыми мостами. Но, учитывая опыт предшественника, они управлялись двумя рулями – это позволяло маневрировать в стесненных пространствах, не ухудшая управляемость на скорости. Агрегаты, ответственные за движение на плаву, позаимствовали у опытной амфибии ЗИЛ-135Б.

Плавающий ЗИЛ-135ПБ лег в основу БТР ЗИЛ-153
Плавающий ЗИЛ-135ПБ лег в основу БТР ЗИЛ-153

В 1960 году начались испытания, целью которых был выбор нового БТР для ВС СССР. В конкурсе участвовало множество интересных конструкций. Помимо ЗИЛа и ГАЗа, было еще три конкурсанта. Алтайские тракторостроители представили свой колесно-гусеничный «Объект 19», который также «пробовался» на роль БМП. Интересным был прототип от мытищинского машзавода. Конструкторы секретного ОКБ-40 разработали восьмиосное плавающее шасси, которое могло стать носителем ЗРК «Оса». Но ракетчикам ММЗ-560 не подошел – причем, три раза: машине было не суждено стать носителем «Осы», «Куба», а потом и «Ястреба». Последним в гонку «за БТР» включился Кутаисский автозавод с плавающим «Объектом 1015», который внешне можно перепутать с БТР-60.

"Объект 560" - плавающее шасси, которое разрабатывалось для ракетных комплексов, тоже пробовалось на роль БТР, который получил индекс "Объект 1040"
"Объект 560" - плавающее шасси, которое разрабатывалось для ракетных комплексов, тоже пробовалось на роль БТР, который получил индекс "Объект 1040"

Испытания сразу выявили фаворитов. Конструктивно сложный «Объект 19» был отвергнут из-за двух трансмиссий и сложности полевого ремонта. А шасси для баллистических ракет, из которого в Мытищах сделали БТР, оказалось неоправданно габаритным и прожорливым. Три оставшихся машины перешли к контрольным испытаниям. Условно к ним был допущен и «Объект-1015», но после ряда доработок, которые в срок не были сделаны, что создало дуэль между конструкторами ЗиЛ и ГАЗ. Обе машины получили высокую оценку военных. Более того, горьковский ГАЗ-49 изначально был холодно встречен комиссией. Нарекания вызвала силовая установка из двух моторов. Считалось, что это излишне сложно и ненадежно. Но военные были иного мнения, считая что «запасной» мотор – это преимущество.

ГАЗ-49, ставший новым БТР-60 для Советской армии
ГАЗ-49, ставший новым БТР-60 для Советской армии

Несмотря на то, что ЗИЛ-153 обладал рядом преимуществ, новый БТР должен был оставаться простым ремонтопригодным.А по данному критерию ГАЗ-49, обладавший более надежной и технологичной конструкцией, оказался лучше. Именно он, по взятию на вооружение, стал известен миру как БТР-60П.

Кутаисский "Объект 1015", который "не успел" на финальный этап испытаний
Кутаисский "Объект 1015", который "не успел" на финальный этап испытаний

С тех пор, конструкторы ЗиЛ оставили попытки расширить свое присутствие на оборонном поприще. Колесные машины повышенной проходимости использовались в различных артиллерийских системах. А в следующих конкурсах на замещение устаревающей военной техники обошлось без наработок лихачевцев. Так первый советский БТР, созданный в Москве, оказался последним БТР Завода имени Лихачева.