Найти в Дзене
Ramis Nazmiev

Арское кладбище... Казань.Татарстан. Часть 9. Авиаконструктор Петляков и военные...

Для любопытных: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA И что такое Пе-2: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5-2 А что касается самого авиаконструктора, можно сказать вот что:
Владимир Михайлович Петляков родился 15 июня (27 июня по новому стилю) 1891 года в селе Самбек Области Войска Донского (близ города Таганрога) в семье чиновника.
После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911 году, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу. После революции он смог продолжить учёбу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро.
В составе конструкторской группы А. Н. Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэроса

Не много не мало - создатель знаменитого пикирующего бомбардировщика Пе-2
Для любопытных:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA

И что такое Пе-2:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5-2

А что касается самого авиаконструктора, можно сказать вот что:
Владимир Михайлович Петляков родился 15 июня (27 июня по новому стилю) 1891 года в селе Самбек Области Войска Донского (близ города Таганрога) в семье чиновника.
После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911 году, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу. После революции он смог продолжить учёбу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро.
В составе конструкторской группы А. Н. Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов КБ Туполева. В 1925—1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) — Пе-8.

-2

Теперь немного про его жизнь, арест и таинственную смерть .

В 1937 году Петляков был арестован по сфабрикованному обвинению в организации «Русско-фашистской партии»[источник не указан 1455 дней], но как и многие другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-29). В это время ему было дано задание спроектировать высотный истребитель. Такой истребитель был спроектирован, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Л. П. Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобождён в 1940 году за успешную разработку новой машины. В 1941 году он был удостоен Сталинской премии I степени.
 Производство самолётов, получивших название Пе-2, было налажено на Казанском авиационном заводе. С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства самолётов. На их место вставали подростки и женщины и даже были присланы 100 рабочих-узбеков, которых не взяли на фронт из-за незнания русского языка[источник не указан 1455 дней]. В связи с этим Петляков неоднократно обращался в высшему руководству СССР, в том числе и лично к Сталину с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих[источник не указан 1455 дней].
12 января 1942 года Петляков и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолётах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта[источник не указан 1455 дней]. Полёт проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань — Москва. После того как, самолёты пролетели Сергач и мост через реку Пьяну, самолёт в котором находился Петляков, упал в поле возле деревни Мамешево и разбился. Весь экипаж и Петляков погибли.
Хроника трагедии:
12 января 1942 года, 14 часов 15 минут. В трех километрах от станции Камкино Казанской железной дороги самолет ПЕ-2, заводской N 14-11, ведомый заместителем командира эскадрильи 2-го Дальнеразведывательного авиационного полка старшим лейтенантом Ф. А. Овечкиным, следовавшим в паре с самолетом N 12-11, пилотируемым лейтенантом Остапенко, отклонясь от маршрута, резко развернул влево на 160-200 градусов и с большим углом снижения пошел на вынужденную посадку. Случайные очевидцы видели, что на высоте 50-100 метров он был охвачен пламенем и пикировал под углом 60 градусов с левым креном. В одном километре от деревни Мамешево машина ударилась о землю. Взрыв бензобаков разметал обломки самолета на площади 150x50 метров. Экипаж и единственный пассажир -главный конструктор этого самолета Владимир Михайлович Петляков погибли.
полный текст под авторством Равеля Кашапова, написанном им для журнала "Эхо веков" читайте :

http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/petlyakov/petlyakov_die.html
если вам этого мало, вот еще один текст об этом инциденте:

http://www.bratishka.ru/archiv/2011/5/2011_5_14.php
Кроме легендарного Пе-2, он создал еще несколько самолетов
почитать здесь:
http://history-kazan.ru/velikaya-pobeda/2448-496
и здесь
http://rg.ru/2014/01/12/petlyakov-site.html

-3

О Петлякове достаточно много материалов в сети, а вот о летчике испытателе иколае Анатольевиче Жене, увы нет ничего. Вообще. Кроме биографической справки.

-4

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1979), капитан запаса (1977).
Родился 1 декабря.1928 года на прииске Балей (ныне — город Читинской области). Окончил школу в городе Зея Амурской области.
В 1953 окончил Казанский авиационный институт. С 1948 занимался самолётным и вертолётным спортом в Казанском аэроклубе. В 1953-1961 работал инженером по лётным испытаниям на Казанском вертолётном заводе.
В 1961 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей.
С января 1962 по 1989 — лётчик-испытатель Казанского филиала ОКБ М.Л.Миля. Провёл испытания Ми-1 и Ми-8 с лыжным шасси, Ми-8МТ, Ми-14, Ми-14ПС, Ми-18 и Ми-8 «Горизонт», а также различных модификаций Ми-1, Ми-4, Ми-8, Ми-14.
Общий налет 4812 часов.
Жил в Казани. Работал ведущим инженером на Казанском вертолётном заводе. Умер 25 мая 2011 года. Похоронен на Арском кладбище в Казани.
Награждён медалями, китайской медалью.
источник

http://testpilot.ru/base/2014/02/zhen-nikolaj-anatolevich/

-5

Академик Алемасов Вячеслав Евгеньевич, также не был чужд небу и космосу

-6

Почетный академик Академии наук Республики Татарстан и Российской академии естественных наук, доктор технических наук, действительный член Российской академии наук и Международной академии астронавтики (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1984, 1991). Заслуженный деятель науки и техники Республики Татарстан и Российской Федерации. Директор отдела энергетики Казанского научного центра РАН (1991), советник РАН, член президиума КНЦ РАН.
Одно из направлений научных исследований – теория тепловых ракетных двигателей на химическом топливе. Со своими учениками разработал методы расчета сложных физико-химических процессов в ракетных двигателях и их агрегатах. Один из руководителей и основных исполнителей фундаментальной работы по созданию и развитию системы термодинамических данных о свойствах индивидуальных веществ и продуктов сгорания. В последние годы активно работал над проблемами повышения отдачи нефтяных и битумных пластов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Савельев Фёдор Петрович - Герой Советского Союза

-7

Савельев Фёдор Петрович - Герой Советского Союза
Фёдор Петрович Савельев (1918—1970) — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945). Родился 25 декабря 1918 года в селе Петропавловское (ныне — Новошешминский район Татарстана). В 1935 году он окончил рабфак в Чистополе, в 1940 году — Казанский государственный университет. В июне 1941 года Савельев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С июля того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. В боях был два раза ранен.
К июлю 1944 года капитан Фёдор Савельев командовал батареей 696-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 5-й армии 3-го Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Литовской ССР. 16 июля 1944 года батарея Савельева в числе первых вышла к Неману в районе деревни Дарсунишкис Кайшядорского района и, развернувшись на его берегу, начала обстреливать противника, уничтожив 2 артиллерийских орудия, 5 пулемётов, 3 снайперских гнезда и около роты вражеской пехоты. Это позволило основным силам переправиться через Неман и захватить плацдарм практически без потери. Во время боёв на плацдарме батарея Савельева выбила противника с важной высоты, лишив его возможности корректировать огонь по переправе советских частей через реку.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан Фёдор Савельев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6164.
После окончания войны Савельев продолжил службу в Советской Армии. В 1948 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава. В декабре 1952 года в звании подполковника Савельев был уволен в запас. Проживал и работал в Казани. Умер 19 ноября 1970 года, похоронен на Арском кладбище Казани.
Был также награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, рядом медалей.

Про него также нет толком материалов
вот несколькими ссылками она в общем и целом и исчерпывается:
http://www.novoshishminsk.ru/ru/the-news/item/2597-geroy-sovetskogo-soyuza-savelev-fedor-petrovich.html
http://9may.gridcom-rt.ru/litsa-pobedy/vospominaniya/?ELEMENT_ID=536

-8

И напоследок еще одна жертва то ли клеветы то ли преступления - адмирал Галлер.

Лев Михайлович Галлер родился в ноябре 1883г. в Выборге. Получив традиционное для небогатой дворянской семьи воспитание, ещё в детстве «заболел» морем и в 1902г. поступил в специальный класс морского корпуса. На мировоззрение будущего адмирала в ходе учёбы большое влияние оказали действия российского флота в русско-японской войне.

В Морском корпусе горячо обсуждались статьи Н.Л. Кладо, А.Н.Щеглова и других авторов, остро переживали гибель С.О. Макарова, «Варяга», неудачи в войне. Многое из пережитого и понятого в то время осталось в памяти на долгие годы службы, которая началась после выпуска в феврале 1905г. назначением на Балтийский флот. Начиналась служба в обстановке грядущей революции, потери престижа военно-морского флота после поражения в войне, волнений в матросской среде. В этих трудных условиях своей службой Л.М. Галлер являл пример честного служения России, уважения к тем, с кем связала судьба.

Текст за авторством Петросяна В.Н.

http://flot.com/history/personalities/galler.htm

ссылка о Галлере из "казанских историй"

http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/gosti-kazani/13433-1531

Документы из государственных архивов

ПРИГОВОР ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР ПО ДЕЛУ Н.Г.КУЗНЕЦОВА, Л.М.ГАЛЛЕРА, В.А.АЛАФУЗОВА, Г.А.СТЕПАНОВА

http://glavkom.narod.ru/doc10.htm

ну и напоследок, более обширный текст за авторством Ю.Н. Ерофеева.
http://www.raen.info/files/3225/15.pdf