Найти тему
Таинственный Урал

КАРАБАШСКИЙ ДЕСТРОЙ: ГОРОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

Промышленный город Карабаш, расположенный в Челябинской области, из-за своей крайне неблагополучной экологии стал известен далеко за пределами Южного Урала. Марсианские пейзажи, реки наполненные водой с ржавым оттенком, горы черного шлака, дымящие трубы на фоне брошенных жилых домов навевают грусть, печаль и вообще создают атмосферу постапокалипсиса. Мы посетили одно из самых мрачных мест Карабаша – заброшенный жилой квартал, построенный в непосредственной близости от медеплавильного комбината.

Вид на Карабашмедь
Вид на Карабашмедь

Название города происходит от оронима тюркского происхождения и в дословном переводе обозначает «Черная голова». Глядя на гигантские горы черного шлака – отходов медеплавильного производства, невольно задумаешься о не ком пророчестве при выборе названия для данного поселения. Однако, по мнению специалистов, топоним «черное» следует связывать либо с геологией данного района, либо с аспектами культово-религиозной составляющей в быте древних башкир, исконно населявших окрестные земли.

Отвалы медного производства
Отвалы медного производства

Краеведы полагают, что город возник в 1822 году близ золотоносных месторождений, на месте небольшого башкирского поселения. В начале прошлого столетия у подножья Лысой горы были разведаны колоссальные залежи медных руд. В 1907 году английская горная компания строит первый завод по обработке ценного ресурса. Англичане продержались в Карабаше три года, после чего завод был закрыт, а в долине реки Карабаш был возведен медеплавильный комбинат, функционирующий до сих пор. После революции завод прекратил выпуск продукции и простоял вплоть до 1925 года.

Карабашмедь, 1925 год
Карабашмедь, 1925 год

С тех пор и до момента развала Советского союза, Карабашмедь бесперебойно выдавал рекордные объемы продукции. На момент расцвета эпохи социалистической индустриализации получил развитие и город: строились социальные объекты, налаживалась инфраструктура, росло население. По данным статистики, в середине тридцатых годов население города составляло рекордные 40 000 жителей!

Шлакоотвал
Шлакоотвал

Постепенно население Карабаша начало сокращаться: кто-то уезжал, а кто-то умирал от приобретенных из-за неблагополучной окружающей среды смертельных заболеваний. О проблемах экологии и безопасности людей стали всерьез задумываться лишь в конце восьмидесятых годов. Кризис, связанный с распадом СССР, подкосил промышленного левиафана и завод вновь замер. Комбинат вновь запустил свое производство лишь в 1998 году, с тех самых пор проблема экологии вновь вышла на первое место.

ул.Освобождение Урала
ул.Освобождение Урала

Однако стоит заметить, что в наши дни и собственники предприятия, и администрация более ответственно подходят к вопросу об экологической безопасности жителей города. Наконец-то сдвинулся с мертвой точки вопрос о переселении горожан из «зоны химического отчуждения» чьи дома при неблагоприятном прогнозе погоды накрывала то пыль, то выбросы продуктов горения, то кислотные дожди.

-6
-7

За долгие годы своего существования медепалвильное производство нанесло столь значительный урон окружающей среде, что кардинально изменило биоценоз данного района. По подсчетам специалистов, в период своей бурной и бесконтрольной деятельности, предприятие ежегодно выбрасывало в атмосферу до 200 тонн газов, концентрирующиеся в атмосфере и выпадающие на поверхность земли в виде химических осадков.

-8
-9
-10
-11

В результате прилегающая к заводу территория стала более походить на марсианские пустоши, чем на цветущие просторы Южного Урала. Согласно результатам мониторинга, проведенного специалистами Министерства экологии Челябинской области, оказалось, что превышены показатели по содержанию: свинца, фторида водорода, формальдегида, оксида углерода, серы и меди. Весь этот набор химических элементов, как вы понимаете, не особо положительно влияет на здоровье людей.

-12
-13

В старой части города, построенной близ градообразующего предприятия, на улице с революционным названием - Освобождение Урала, расположен квартал, состоящий из заброшенных жилых домов и административных зданий. Большая часть построек относится к периоду пятидесятых годов прошлого столетия. Ныне дома пребывают в аварийном состоянии, став объектом набегов мародеров и вандалов.

-14

Здания разбирают на кирпичи, спиливают металлические конструкции. Пребывание внутри зданий весьма опасно, так как повсюду разбросаны битые бутылки и стекла, а из разломанных половиц торчат ржавые гвозди. Однако еще большая опасность таится в прогнивших перекрытиях, наступая на которые вы рискуете провалиться, при этом получив достаточно серьезные травмы. Одно из обследуемых нами зданий оказалось бывшим заводским подразделением, то ли отделом кадров, то ли отделом по технике безопасности. На втором этаже здания, буквально под ногами, мы нашли отчет об экологической обстановке на предприятии, с учетом полного расклада по вопросам проблемной экологии и травматизма сотрудников.

-15

Судя по реквизитам, документ был подготовлен во второй половине 60-ых. В другом здании, также некогда административном, скорее всего, размещался отдел ГИБДД.

-16

Несмотря на тот факт, что здание уже долгое время пустует, в углу одной из комнат ворохом были скиданы заполненные бланки протоколов об административных правонарушениях. Если честно, то достаточно странно было обнаружить данные документы в заброшенных зданиях. Ведь расселение должно было проходить поэтапно, а на деле все это напоминает экстренную эвакуацию. Также стоит заметить, что по соседству с «заброшками» стоят несколько жилых домов, в которых по прежнему проживают люди, видимо, лишенные возможности оставить квартиру\дом и сменить местожительства.

-17
-18

В наши дни ситуация с экологией, по заверению собственников Карабашмеди и городских чиновников, постепенно стабилизируется: на предприятии внедрены новые технологические процессы и ведется контроль за выбросами вредных веществ в атмосферу. Хотелось бы верить, что обстановка нормализуется и если не исправится в положительную сторону, то хотя бы хуже не станет, дабы заброшенные кварталы более не появлялись на карте Карабаша.

ЛЮБУШКИН Андрей // «Таинственный Урал»