Так что же такое субкультура? Дословно, это значит подкультура. Некоторая часть общей культуры. Если говорить о самой культуре, если рассматривать её в контексте существования общества, то она имеет множество определений, которые в общем можно свести в одному - это совокупность понятий, взглядов на существование общества и основанных на этом норм поведения. Грубо говоря, это то, как мы себе представляем существует наше общество. Или по крайней мере, должно существовать, потому что как мы знаем, желаемое и действительное далеко не всегда совпадают.
Сама культура, понятие достаточно расплывчатое и обобщённое. Если говорить например о культуре современного общества, то немного вникнув в эту тему мы понимаем, что например культура Запада отличается от культуры Востока. Хотя и та и другая являются современными и существуют рядом, а благодаря условиям повышенной миграции в современном обществе, они так тесно переплетаются, что казалось бы уже давно должны слиться в нечто одно общее.
Но не будем сейчас вдаваться в подробности рассмотрения феномена культуры и вернёмся к теме субкультуры. Само понятие субкультуры появилось не так давно - в 50-ых годах прошлого века, хотя конечно сами субкультуры существовали столько же, сколько существует человеческое общество. Как было сказано выше, субкультура это "подкультура", некоторая её часть, обособленная по неким признакам. Субкультура - это совокупность взглядов, норм поведения определённой группы людей, в рамках человеческого общества, обусловленных некой общностью - деятельностью, интересами, социальным положением. Представители субкультуры, наряду с общепринятыми в данном обществами понятиями о культуре (но часто и вопреки) являются носителями неких своих взглядов и понятий о жизни общества. Причины возникновения субкультуры могут быть совершенно различные, причём как позитивные, так и негативные. В результате последних появляются криминальные субкультуры. Но всех их можно свести к одной - потребность объединения. Люди стремятся объединиться с себе подобными - в такой среде проще и удобнее общаться , реализоваться.
Проще всего субкультуры возникают в молодёжной среде и причина тут ясна - молодёжи нужна своя среда общения. Это психологическая и даже биологическая потребность. А вот поводов для объединения может быть множество. Вот например небольшая деревня. Жители приблизительно одного социального уровня, молодёжь собирается на своей дискотеке (в клубе, на полянке) - побазарят, выпьют, потанцуют, подерутся, вот и весь сказ. На этой дискотеке есть свои нормы поведения, свои стиль одежды, к нарушителю которых могут быть применены санкции, вплоть до исключения из группы общения, а то и физического наказания. Худо-бедно, но все члены этой группы стараются придерживаться установленных правил и ревностно их защищают - выбора особого нет. Хотя, с точки зрения обычного представителя общества эти нормы могут показаться странными, надуманными.
Если же например деревенька по-крупнее и имеются жители побогаче, которые могут позволить своим детям карманные деньги и дорогую одежду, то в молодёжной среде наметится раскол - те, кто побогаче не захотят общаться теми, что победнее, а захотят с такими же как они. Для того, чтоб отличать своих от чужих наметится кодекс в одежде и поведении. Вот вам и субкультура со всеми атрибутами. Маловато, скажете вы? Ну дык это так..., небольшая деревенька. А вот если крупный город, страна, то тенденция становится массовой и ярко выраженной.
Популярность той или иной субкультуры растёт как правило очень быстро. Молодые люди, привлечённые атрибутами, кодексом субкультуры (одеждой, музыкой, стилем времяпровождения и пр.), сами начинают им следовать и становятся "ходячей рекламой" той или иной субкультуры.
Как уже было сказано выше, сами субкультуры существовали всегда. Не обязательно они имели какое-либо название. Когда внутри общества образовывалась какая-то относительно большая группа людей, объединённая одним социальным положением, статусом, родом деятельности, интересами, со временем в ней формировалась и своя культура, со своими нормами поведения, своим мировоззрением.
Феномен субкультуры состоит в том, что если человек, будучи членом такой группы, проводит бОльшую часть своего времени, своей жизни в пределах этой группы, то влияние на него субкультуры становится подавляющим и оно перекрывает влияние общественной культуры. Грубо говоря, субкультура заменяет для него культуру. Он начинает думать, что все вокруг живут по понятиям и нормам его субкультуры, что на самом деле конечно же не так. Представители разных субкультур могут существовать фактически на одной территории, но не пересекаясь в жизни, могут даже не догадываться о существовании друг друга, а пересекаясь вступать в конфликт из-за различий во взглядах, характерных для их субкультур. Такие конфликты могут принимать форму открытой вражды.
Появление понятия субкультуры в 50-ые года прошлого века во многом обусловлено появлением в это время массовой молодёжной культуры, в виде различных направлений в музыке, моде, со своей атрибутикой, терминологией. Именно такие направления в массовой молодёжной культуре мы сейчас и подразумеваем, когда речь заходит о субкультуре. Во многом этому способствовало развитие средств массовой информации - радио и телевидения. Именно по этим каналам люди получали информацию о существовании того или иного направления в культуре и на основании этого принимали решение примкнуть к представителям субкультуры. По радио, а позже и по телевидению, люди слушали музыку популярных исполнителей, смотрели их выступления, узнавали об их турах и концертах, на которых встречались с единомышленниками. Таким образом субкультуры становились массовыми, захватывая обширные территории. Люди пытаясь подражать своим кумирам вырабатывали особый дресс-код, свойственный только их направлению.
Появлялась отличительная атрибутика, особенный стиль поведения. Таким образом появлялись и развивались различные музыкальные и танцевальные, спортивные и околоспортивные субкультуры (спортсмены, спортивные фанаты), арт-субкультуры (художественные, исторические и пр.), стильные.
Конечно, такое явление никак не могли обойти стороной представители бизнеса. Деловые люди быстро смекнули, что на субкультуре, на их представителях, можно делать деньги. Это и продажа атрибутики, одежды, и организации мероприятий - концертов, фестивалей, съёмки фильмов и клипов. Кто бы знал, существовал бы сейчас один известный мотоциклетный бренд, если бы его продукция не был предметом поклонения представителей одной субкультуры - байкеров. Причём не обязательно называть этот бренд - я думаю, даже люди далёкие от байкерства понимают, о чём идёт речь.
Новый виток в деле появления и развития различных субкультур придало появление интернета. И тут есть свои особенности. С одной стороны благодаря интернету люди получают больше информации, новостей о различных субкультурах. Оказывается их так много!
Люди разделённые расстоянием, из разных уголков земли могут поддерживать связь и вести активное общение с единомышленниками. Несомненно это способствует развитию всех направлений. С другой стороны, казалось бы это должно способствовать сближению всех субкультур, их взаимному проникновению и дополнению.
Но на деле выходит, что такое разнообразие и доступность приводит к их большему обособлению. Раньше какое-нибудь одно-два направления молодёжной культуры становились модными, становились мэйн-стримом - по радио крутили модную музыку, по телевизору показывали представителей модного течения - у молодого человека фактически был небольшой выбор: последовать модному течению, либо уйти в дворовую, локальную альтернативу.
Теперь во всемирной сети узнаёшь о таком огромном множестве альтернативных направлений в культуре, что само понятие мэйн-стрима уже потеряло смысл. Вернитесь в 60-ые и спросите подростка, что сейчас модно и он однозначно вам скажет - модны стиляги. Вернитесь в 80-ые с таким же вопросом и получите уже несколько ответов: рокеры, брейкеры, любера, может ещё кто. Задайте сейчас подростку подобный вопрос и вы уже не получите однозначного ответа. Смотря где, у кого. Сейчас перед человеком бесконечно большой выбор по интересам, а благодаря интернету можно найти единомышленников в соответствующих тематических пабликах. Там же можно получить исчерпывающую информацию по интересующей тематике, узнать о происходящих онлайн и оффлайн мероприятиях, узнать где можно обзавестись вещичками, штучками. И всё! Можно остаться здесь и жить в этом!