Найти тему
Autospectrum

Эти советские игрушечные машинки сегодня стоят сотни тысяч рублей

Возможно, кто-то из вас в детстве был счастливым обладателем масштабных моделей отечественных автомобилей. В то время это были простые сувенирные игрушки, а сегодня – коллекционные редкости, которые могут стоить сотни тысяч рублей.

Увлеченные коллекционеры буквально охотятся за раритетными экземплярами, выпущенными ограниченным тиражом или имеющими какие-либо особенности.

Фото: redkie.ru / Универсал ГАЗ-24-02 «Волга», продан на интернет-аукционе  за 90 000 рублей
Фото: redkie.ru / Универсал ГАЗ-24-02 «Волга», продан на интернет-аукционе за 90 000 рублей
Фото: newauction.ru / «Олимпийский» РАФ-2907, цена 170 000 рублей
Фото: newauction.ru / «Олимпийский» РАФ-2907, цена 170 000 рублей

Масштабные модели в СССР начали выпускать с 1969 года в саратовском ПО «Тантал». Изначально производились модели мотоциклов, танков и другой техники разных масштабов (1:24, 1:30). Начиная с 1971 года, предприятие перешло на производство экземпляров наиболее популярного масштаба 1:43. Первым автомобилем нового масштаба стал Москвич-412. Основная особенность модели – цельное литье: кузов, бампер, решетка радиатора, фары являются единой деталью с имитацией кузовных зазоров. Прозрачные окна позволяли разглядеть салон, а поднимающийся капот демонстрировал макет двигателя.

Цельнолитой «Москвич-412»
Цельнолитой «Москвич-412»

Стоимость модели в СССР была 3.5 рубля. Нынешняя цена естественно многократно возросла и в зависимости от состояния экземпляра может варьироваться от 10 до 200 тысяч рублей.

Фото: newauction.ru / «Москвич-412» 1975 года, продан на интернет-аукционе за 20 000 рублей
Фото: newauction.ru / «Москвич-412» 1975 года, продан на интернет-аукционе за 20 000 рублей

Позднее технология производства 412-го «Москвича» была немного улучшена – от цельного кузова были отделены решетка радиатора и бампер. Также модель стала «номерной», получив индекс А1. Именно номерные модели с оригинальной упаковкой больше всего ценятся коллекционерами.

Фото: newauction.ru / «Москвич-403» А7
Фото: newauction.ru / «Москвич-403» А7

Еще одним ценным экземпляром стала модель «Москвич-403» под номером А7 выпущенная в 1975 году. Конструкция автомобиля позволяет открывать передние двери, багажник (внутри которого запасное колесо), а вот капот оказался отлитым вместе с кузовом. Хоть данная модель и не считается редкой (ее текущая стоимость не превышает 20 тысяч рублей), все же самые первые образцы с серебристой эмблемой могут стоить несколько сотен тысяч рублей.

Фото: redkie.ru / ВАЗ-2101 А9
Фото: redkie.ru / ВАЗ-2101 А9

В том же 1975 году завод представил модель автомобиля ВАЗ-2101 под индексом А9. Двери вновь стали литыми и неподвижными, но остался открывающийся багажник и капот, под которым разместился макет двигателя.

Фото: redkie.ru / «Москвича-412», продан на интернет-аукционе за 26 302 рубля
Фото: redkie.ru / «Москвича-412», продан на интернет-аукционе за 26 302 рубля

С 1975 по 1979 год под номером А10 выпускался Москвич-412. Из-за небольшого тиража, машина стала очень ценной и может стоить более 30 тысяч рублей.

Фото: redkie.ru / Модель универсала ГАЗ-24-02 «Волга», выпущенная в 1980 году
Фото: redkie.ru / Модель универсала ГАЗ-24-02 «Волга», выпущенная в 1980 году

В 1978 году саратовский завод представил две модели – универсал ГАЗ-24-02 «Волга» (А13) и седан ГАЗ-24 (А14). Над этими машинами конструкторы поработали уже намного лучше: все двери, капот и багажник открывались, а коробка передач задний мост с рессорами и карданный вал стали отдельными элементами, а не обычной штамповкой на едином листе.

Фото: newauction.ru / Электрифицированный вариант «Чайки» ГАЗ-13
Фото: newauction.ru / Электрифицированный вариант «Чайки» ГАЗ-13

В следующем году появилась моделька одного из самых престижных автомобилей СССР – ГАЗ-13 «Чайка» под номером А15. Примечательно, что детализация машины вновь была упрощена: днище стало цельнометаллическим, капот перестал открываться. Двери и багажник все же сделали интерактивными. Заводом выпускались две версии ГАЗ-13: обычная и электрифицированная. У второй светились фары, а в багажнике размещались плоские батарейки.

Фото: model-car.ru / Модель «Нивы» А20
Фото: model-car.ru / Модель «Нивы» А20

ВАЗ-2121 «Нива» А20 разработанная в 1980 году оказалась самой детализированной моделью: открывающиеся двери, багажник, капот, днище с отдельными элементами, работающая подвеска и поворачивающиеся передние колеса. Это ценится коллекционерами, которые готовы выложить за экземпляр около 20 тысяч рублей.

Фото: redkie.ru / Номерная модель УАЗ-452В, цена 3550 рублей
Фото: redkie.ru / Номерная модель УАЗ-452В, цена 3550 рублей

«Постномерные» модели, выпускающиеся с 1987 по 1993, уже ценятся меньше, хотя машины не утратили качество и детализацию. Еще более поздние модели начали серьезно упрощаться и терять в качестве металла, что породило так называемую «цинковую чуму», заставляющую игрушки буквально разваливаться в обычных условиях. Естественно такие коллекционки уже и даром никому не нужны.