Найти в Дзене
Малышка Мю

Революционная система "научной этики" Чернышевского

Мы читаем антиутопии и ужасаемся, потому что "ну как такое возможно?!". Дети с инкубаторов, секс в определенные часы и полнейшее, тотальное душевное одиночество. И вот спрашивается - откуда писатели вообще взяли такие идеи? Что за извращенцы стоят по ту сторону книг? А писатели то чаще всего не причем, за писателями стоят мыслители. Чернышевский - это гоголь-моголь из литературы, биологии, философии, политики и еще множества различных наук и их ответвлений. Мы знаем его по роману "Что делать?" и не понимаем до конца, что это - не художественное произведение, это - путь к тому как надо жить. А жить надо по-жуткому. В дальнейшем я еще затрону тему "Что делать?", но перед этим нужно окунуться в теоретические истоки этого и многих других романов, рассказов, историй, стихотворений. Итак, мат. часть. Чернышевский был убежден, что научный, математический подход должен применяться не только к экономическим проблемам человека, но и разрешать ес вопросы нравственные: «никакого дуализма в че

Мы читаем антиутопии и ужасаемся, потому что "ну как такое возможно?!". Дети с инкубаторов, секс в определенные часы и полнейшее, тотальное душевное одиночество. И вот спрашивается - откуда писатели вообще взяли такие идеи? Что за извращенцы стоят по ту сторону книг? А писатели то чаще всего не причем, за писателями стоят мыслители.

Чернышевский - это гоголь-моголь из литературы, биологии, философии, политики и еще множества различных наук и их ответвлений. Мы знаем его по роману "Что делать?" и не понимаем до конца, что это - не художественное произведение, это - путь к тому как надо жить. А жить надо по-жуткому. В дальнейшем я еще затрону тему "Что делать?", но перед этим нужно окунуться в теоретические истоки этого и многих других романов, рассказов, историй, стихотворений.

Итак, мат. часть.

Чернышевский был убежден, что научный, математический подход должен применяться не только к экономическим проблемам человека, но и разрешать ес вопросы нравственные:

«никакого дуализма в человеке не видно… если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, другую натуру, то эта другая натура непременно обнаруживалась бы в чем-нибудь и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходящее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет».

К тому же, по мысли писателя, «естественные науки уже развились настолько, что дают много материалов для точного решения нравственных вопросов» (Н.Г. Чернышевский Собр. соч.: В 5 т. Т.4 С. 247)

В статье «Антропологический принцип в философии» писатель постулирует единство человека, т.е. отсутствие разделения на «человека» и «дух», Чернышевский называет основополагающим принципом в теории биологизма. Недаром, он принимает для себя только антропологический принцип в философии, он принимает для себя материализм, где человек – это «существо, имеющее желудок и голову <…> мускулы и нервы», а жизнь — «подобно всякому другому химическому процессу», жизнь есть «многосложный химический процесс». В его понятии отсутствует такие свойства человека, как жертвенность и альтруизм. Человек всегда действует во благо себе, если во время своего действа он сделал хорошее дело для кого-то еще, то и это делается во благо себе.

Этические воззрения Чернышевского также связаны с антропологическим принципом. Его позитивизм подчиняет область «нравственного», то есть вопросы духовные, тем процессам, которые господствуют в сфере физических и химических процессов. Впрочем, и сам антропологический принцип в философии Чернышевский описывает крайне примитивно:

«принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма, от головы до ног включительно, или если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом».

Учитывая, что все люди одинаковы по изначальным элементам своей «натуры», Чернышевский предлагает «брать всех детей по достижению пяти или шести лет из отцовского дома и отдавать в какие-нибудь казармы для малолетних» [Н.Г. Чернышевский Собр. соч.: В 5 т. Т.5 С. 586], чтобы семья не «искажала» первоначально «добрую» человеческую природу вывертами и капризами индивидуального существования.

Страшно? Страшно. Интересно? Да, вполне. Этот ужастик для гуманистов хотя и потерял некую актуальность в современном обществе, но все-равно заставляет вздрогнуть от осознания: мы могли так жить сейчас и, слава богу, таких теорий оказалось слишком мало для кардинального поворота истории.