Умение концентрировать внимание в течение 10-15 минут.
Именно в течение такого срока 6-летний ребенок может выполнять задания не отвлекаясь. После этого учитель должен предложить ему новый вид деятельности. (Например, после изучения буквы – рисование предметов, в названии которых есть эта буква, затем физкультминутки или музыкальные занятия и т.п.). Однако эти 10-15 минут ребенок должен не просто усидеть, но и активно работать: например, решить несколько примеров по математике, найти общую закономерность, сформулировать правило или выучить несколько словарных слов и правильно написать их в тексте. То есть за каждые 15 минут на уроке он должен «выйти» «немного умнее». Если он не умеет этого, от него трудно ожидать заметного прогресса в обучении.
Обращаю ваше внимание: речь идет именно о занятиях, что «навязано извне», а не изобретено самим ребенком. Если ваш ребенок может часами сосредоточенно играть в солдатиков или в кукольный бал, это прекрасно, но для успешного обучения в школе также необходимо, чтобы он умел сосредотачиваться на задачах, предлагаемых учителем.
Умение углублять внимание.
Когда учитель дает задание или рассказывает новое правило, ученику необходимо не только быстро «понять суть», но и заметить важные детали.
Умение переключаться и отдыхать.
В китайской книге «Дао дэ Дзин», мудростью которой мир восхищается на протяжении многих веков, сказано: «Когда дело закончено, человек должен устраниться». К сожалению, очень часто детям трудно перейти от одного дела к другому. Если ваш ребенок с трудом может закончить одну задачу и приступить к исполнению другой, то для него существует реальная возможность упустить нечто важное на уроке.
Умение отделять важную информацию от второстепенной.
Мы уже говорили о том, как важно обращать внимание на детали. Однако не менее важно уметь выделять в рассказе учителя самое важное, даже если учитель по какой-то причине не подчеркивает это.
Умение вовремя «подключать» мышление.
На уроке учитель часто предлагает учащимся задания, требующие не только пассивного внимания, но и активного решения. Если ребенок не умеет вовремя «подключать» мышление, ему будет трудно быстро и правильно ответить даже на несложные вопросы. Если он не умеет обдумывать сведения, которые ему дает учитель, то ему будет трудно применить свои знания на практике. В итоге оказывается, что его мозг заполнен огромным количеством совершенно бессмысленных сведений. Чтобы этого не произошло, ребенок должен уметь не только внимательно слушать и хорошо запоминать, но и быстро обдумывать услышанное.
Импульсивность.
Маленькие дети импульсивны. Они принимают решения не задумываясь, даже не замечая, что делают. Научиться обдумывать свои решения, делать взвешенный выбор – необходимый этап взросления. В идеале, взрослый человек совершает поступки сознательно, контролируя себя. Разумеется, далеко не все взрослые ведут себя именно так, но только те, кто сознательно планирует свою жизнь и выбирает для себя ту или иную линию поведения, стремясь к успеху.
Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, в его жизни должно быть много игр, беззаботной веселости, творчества, на него не стоит раньше времени возлагать ответственность, что под силу только взрослому человеку. И все же предоставьте вашему ребенку возможность постепенно взрослеть. Учите его самоконтролю и ответственности. Ребенок научится этому не за год и не за два, но постепенно он превратится в человека, который способен владеть собой и быть в состоянии справиться с любой ситуацией.
Промежуточные и конечные оценки результата.
Начиная выполнять самостоятельное задание, ваш ребенок должен мысленно составить план. Выполняя задание, он должен время от времени сверяться с этим планом, чтобы выяснить, не отклонился ли он в сторону и не нуждается ли сам план в корректировки.