Поскольку в последнее время периодически стала попадаться на глаза статья без указания авторства, в которой содержится отрывок слов одного шейха о том, что ящики для пожертвований, находящиеся в мечети — это путь сектантов и их установка ведет к сектантству (хизбии), и эти слова сопровождаются комментарием автора, что данное действие является к тому же еще и нововведением и уподоблением христианам, то для полноты картины полезным будет опубликовать слова и других ученых по этому вопросу.
Сначала хотелось бы напомнить о хадисе:
Абу Амр Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды в начале дня, когда мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, к нему пришли нагие люди, одетые в полосатые куски шерстяной ткани, в которых они проделали дыры для своих голов, и опоясанные мечами, и большинство их, а скорее всего все они, были из племени мудар. При виде их нужды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, изменился в лице и зашел (к себе в дом), а потом он вышел оттуда и отдал приказ Билялю, который сначала прокричал призыв к молитве, а потом объявил о её начале. И (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) совершил эту молитву, а потом обратился к людям с проповедью и сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, создавшего вас из одного человека, и создавшего из него же пару ему и рассеявшего от них (по Земле) множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, (именем) Которого вы просите друг друга, (и бойтесь разрыва) родственных связей(, ведь,) поистине, Аллах — Наблюдающий за вами!» А затем (он прочитал) еще один аят из числа последних аятов суры «Собрание»(, сказав): «О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что приготовил он для завтрашнего дня», — (после чего призвал): «Пусть же пожертвуют человек свой динар, или свой дирхем, или свою одежду, или са’ пшеницы или са’ фиников», — (и он продолжал перечислять,) пока не сказал: «…или хотя бы половинку финика». И после этого один человек из числа ансаров принёс такой тяжёлый кошель с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим потянулись другие люди, и в конце концов я увидел, что на земле образовались две кучи(, одну из которых составляла собой) еда(, а другую -) одежда. И я увидел также, что лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, засияло будто позолоченное, и он сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!» (Ан-Насаи 2554. Более краткую версию привел Муслим 1017)
А затем:
Постоянный комитет КСА по научным исследованиями и фатвам.
Вопрос: Каково ваше мнение о ящике для благотворительности, размещенном в мечети, из которого затем расходуется на учащихся и других людей. Можно ли класть в него закят?
Ответ: Направления, по которым распределяются средства закята, разъяснил Аллах, Свят Он и Возвышен, словами: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый». Сура «Покаяние», аят 60. А ящики благотворительности, устанавливаемые в мечетях — в основном предназначены для нужд мечети. И те, кто ухаживает за мечетью, а так же учащиеся — они не из тех восьми категорий (которым выплачивается закят). Таким образом не разрешается класть в эти ящики что-либо из закята. Однако, узаконена помощь тем людям (при мечети) из других средств, помимо обязательного закята. В соответствии со словами Аллаха, Свят Он и Возвышен: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». Сура «Трапеза», аят 2. А так же Его словами: «… И творите добро, – быть может, вы преуспеете». Сура «Хадж», аят 77.
Абдульазиз ибн Баз,
Абдурраззак Афифи,
Абдуллах ибн Гудаян,
Абдуллах ибн Кууд.
См. «Фатауа аль-Ляджна», собр. 1, 9/453 — 454.,
Вопрос шейху Ибн Базу: У нас есть ящик для благотворительности, предназначенный для нужд мечети. И есть при нем специальный человек, который обходит с ним ряды молящихся перед намазом. Особенно в пятницу. Каково правовое положение данного поступка? Учитывая то, что некоторые молящиеся находят это несколько проблематичным.
Ответ: Данное дело неоднозначно, потому что его суть: выпрашивание у молящихся. Быть может это вызовет у них затруднение, или причинит неприятность. И то, что он обходит молящихся с просьбой положить что-либо из денег в этот ящик для нужд мечети — если он оставит это дело, то будет лучше. Если же нет, то в этом деле есть простор для выбора образа действий. Если имам скажет: «Мечеть нуждается в вашей помощи и вашем сотрудничестве», — то нет в этом проблем, поскольку это — благотворительная акция. Однако то, что некий человек обходит с ящиком ряды молящихся — в этом может быть в некотором роде причинение неудобства и постановка в неловкое положение. Я считаю, что оставить это дело предпочтительнее. Достаточно просто известить людей об этом: что этот ящик — для нужд мечети. И кто желает, тот положит в него деньги, а кто не пожелает, тот не положит. И не следует обходить с ним людей, не причинять им неудобства. — Так безопаснее и ближе к благополучию.
Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 262. См. «Фатауа нур аля ад-дарб», 11/355.
_____________
Источник: https://muntaqa.info/jashhiki
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh