Найти в Дзене
Книги, сценарии и кино

Человек и природа в русской литературе

Оглавление

Очень часто в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по литературе возникает тема природы. И это неудивительно, так как с древних времен люди не только взаимодействовали с ней, но и пытались ее понять, в том числе через свои чувства и эмоции. Пейзаж в произведении никогда не бывает случаен (мы говорим о классической литературе, а не о какой-нибудь графомании). Открою вам сразу небольшой секрет: если какой-либо герой близок к природе, умеет чувствовать ее, наслаждаться ее дарами, то такой персонаж с 99% вероятностью является положительным. Так уж сложилось, что взаимодействовать с природой могут, по большей части, только люди добрые, открытые, "естественные", что, безусловно, не может не вызвать симпатию как у самого автора, так и у читателя. Обращайте внимание на взаимодействие героя с природой (растениями и животными), чтобы лучше понять замысел писателя.

1. Лиза ("Бедная Лиза" Н.М. Карамзина)

В сентиментальной повести с первых же страниц намечается противопоставление чистой, искренней крестьянки Лизы и ветреного, думающего в первую очередь о деньгах дворянина Эраста. Это подчеркивается местом их проживания: Лиза всегда ассоциируется с природой, а Эраст — с городом.

О.А.Кипренский "Бедная Лиза"
О.А.Кипренский "Бедная Лиза"
Лиза живет в хижине "подле березовой рощицы, среди зеленого луга", в окрестностях Москвы, со своей матерью: "любезная дочь весельем своим развеселяла для нее всю натуру", то есть природу и погоду.
"Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами": опять с девушкой связаны "атрибуты" природы — цветы. Хочу обратить внимание на то, что ландыши — белого цвета (этот цвет всегда будет связан с невинной Лизой).
Именно приход в город стал для Лизы верной дорогой к несчастью и смерти. А на следующий день "цветы были брошены в Москву-реку": Лиза влюбилась в городского жителя настолько, что готова предать свою любимую природу.
"Ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения... Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! — сказала она. — Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков" — природа отвернулась от Лизы в момент ее грехопадения.
В итоге Лиза утопилась в том самом пруду, на берегу которого некогда жила счастливо и спокойно. "Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом".

Итак, чем сильнее герой связан с природой, тем чище и невиннее его помыслы. В случае с какими-либо "нехорошими" его поступками природа может предупреждать человека, что он "отклоняется от курса", или даже наказывать (вспомним еще боязнь грозы в одноименной драме Островского).

2. Базаров ("Отцы и дети" И.С. Тургенева)

В этом романе тема природы и разделение героев на "хороших" и "плохих" в зависимости от близости к ней отражены как нельзя более наглядно. Кроме всего прочего, на протяжении произведения совершается трансформация, которая и показывает нам, что восприятие природы может сказать о человеке.

В.Г.Перов "Старики-родители на могиле сына"
В.Г.Перов "Старики-родители на могиле сына"
В начале романа Евгений Базаров — убежденный нигилист, отрицающий всё и вся. В первую очередь это касается искусства и природы. Знамениты категоричные слова Базарова: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Это значит, что люди не должны преклоняться (как в храме) перед природой: нужно смело брать то, что тебе нужно (древесину, полезные ископаемые и т.п.).
Любовь, которую Базаров, кстати, тоже отрицал, меняет его кардинальным образом: теперь он вдруг оказывается способен уловить "таинственное шептание ночи": "сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание".
Ну и, наконец, смерть героя окончательно примирила его с природой, потому что теперь они стали единым целым: "Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной..."

Когда Базаров утилитарно относится к природе, он — нигилист, холодный, расчетливый, такому герою сложно сочувствовать. Когда Евгений Васильевич становится способным прочувствовать природу — симпатия автора и читателя уже на его стороне.

3. Плюшкин ("Мертвые души" Н.В. Гоголя)

Из всех помещиков первого тома "Мертвых душ" возможность к возрождению Гоголь хотел дать только Плюшкину. Казалось бы, его мы встречаем ближе к концу произведения, когда Чичиков, словно Данте в "Божественной комедии", спускается по "кругам" всё глубже и глубже в "ад". Однако, как и в поэме средневекового автора (на которую ориентировался Гоголь), чем глубже ты находишься, тем ближе от тебя становится гора Чистилища — места, где душа грешника может быть очищена. Второй том "Мертвых душ" должен был стать таким "чистилищем" (а третий — "раем").

Плюшкин — единственный помещик с биографией. У человека, у которого есть прошлое, может быть и будущее. Второй момент, который сильно отличает рассказ о Плюшкине от рассказа об остальных встреченных Чичиковым героях, это пейзаж его усадьбы, а точнее, описание сада.

В.Д.Поленов "Бабушкин сад"
В.Д.Поленов "Бабушкин сад"
"Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню..."
"Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубо-ощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности".

Плюшкина Гоголь окрестил "прорехой на человечестве", но, как мы видим, природа может "уничтожить ... нищенские прорехи", а следовательно, создать из этого человека что-то достойное.

Таким образом, мы видим, что связь героя произведения с природой говорит о его искренности, естественности, может быть, наивности, но при этом открытости и доброжелательности. Симпатия автора зачастую будет на стороне именно таких персонажей.