ГЕННАДИЙ КОСАРЕВ, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ
Непроговариваемые причины поведения главы государства через призму этики анализирует политолог Владимир Мацкевич.
Официальный белорусский лидер часто поздравляет с личными праздниками российских артистов, ученых, бизнесменов, но не очень часто, за исключением спортсменов, можно обнаружить послания президента Беларуси в адрес известных соотечественников по поводу их торжественных дат. Почему?
— Это обычное социальное поведение людей, подчеркивающих свой статус, — отмечает политолог и методолог Владимир Мацкевич. — Одно дело – по отношению к вышестоящим и равным, тут проявляется одна форма этикета. По отношению к нижестоящим, к подчиненным – другая. Это пережиток феодализма, когда даже само по себе внимание монарха к подданным считается проявлением высочайшей милости. Поэтому какое-то специальное проявление вежливости, этикета, поздравления равноценны награде, присуждению ордена.
— И за что такое выпало белорусам?
— Мы такого хотели. В 90-е годы нам нужна была сильная рука, сильная власть, в этом смысле белорусы выбирали того, кто соответствует по своим личностным качествам и характеристикам той потребности, которая была свойственна большинству общества. Человек с демократическими, либеральными установками просто не может по личностным качествам воспользоваться той полнотой власти, которая оказывается у него в руках. В данном случае сошлось желание общества или тоска общества по сильной руке, которая навела бы порядок, и личностным качествам того, кто взялся осуществить эту мечту населения.
Владимир Мацкевич
Такого рода нравственные императивы присущи не только личности, они характеризуют нравственное состояние общества, и в этом смысле значительная часть белорусского населения и личностные качества Лукашенко вполне соответствуют и подходят друг другу. А то, что другая часть – граждане современного государства имеют другую этическую систему, придерживаются других принципов и представлений, в нашей ситуации это проблема.
— Как решить эту проблему?
— Когда белорусские оппозиционеры думают, что приход к власти демократов может изменить ситуацию в стране, они наивно ошибаются. Это очень долговременное дело, требующее очень внимательного отношения к гуманитарным технологиям и практикам и все то, что входит в комплекс культурной политики, которая является достоянием узкого круга читающей публики. Только долговременная целенаправленная культурная политика на протяжении осмысленного периода в десятки лет может избавить нас от этого феодального наследия. В нашем случае оно принимает форму советского, советизации.
«В очереди стояли за всем. Жили прекрасно». Почему советское бессмертно
Вот почему ключевым или начальным моментом этой культурной политики должна быть десоветизация общества. А это длительный процесс. В Беларуси уже готовы концепции, подходы, но пока они не востребованы ни обществом, ни политическим бомондом, ни тем более режимными идеологами.