Найти тему
Основной аэродром

Fairey Delta 2 - на крыльях скорости

В 1947 году в Великобритании задумались о создании собственных реактивных сверхзвуковых самолётов. К тому моменту первенство в этой области авиации удерживали США со своим экспериментальным Bell X-1, а все другие страны пытались угнаться за американцами. Задание на разработку получили две британские компании - English Electric и Fairey. Что получилось в результате у English Electric любителям авиации достаточно хорошо известно - истребитель-перехватчик Lightning был в строю Королевских ВВС до 1988 года. А вот об экспериментальном самолёте конструкторов Fairey хотелось бы рассказать подробнее.

English Electric Lightning в полёте. Фото: BAE Systems
English Electric Lightning в полёте. Фото: BAE Systems

В 1952 году в конструкторском бюро Fairey начали разрабатывать проект сверхзвукового самолёта. Процесс шёл быстро и уже 6 октября 1954 года новая машина, получившая обозначение Fairey Delta 2, впервые оторвалась от взлётной полосы. В одном из испытательных полётов произошёл отказ двигателя. Лётчик-испытатель Питер Твисс с большим трудом посадил экспериментальный самолёт. Посадка получилась не очень мягкой и первый экземпляр Fairey Delta 2 стал на ремонт до 1955 года. Но зато обошлось без человеческих жертв.

Fairey Delta 2. 1956 год. Фото: Public domain
Fairey Delta 2. 1956 год. Фото: Public domain
Fairey Delta 2 после неудачной посадки. 1954 год. Фото: Public domain
Fairey Delta 2 после неудачной посадки. 1954 год. Фото: Public domain

Delta 2 был спроектирован по схеме "бесховстка". Крыло - треугольное с управляющими элевонами. Силовая установка - 1 турбореактивный двигатель Rolls-Royce Avon 14, который был рассчитан на достижение максимальной скорости в 2100 км/ч. В самолёте впервые появилась уникальная конструкция носовой части. В полёте, для достижения максимальных аэродинамических характеристик нос выпрямлялся и Fairey Delta 2 становился похожим на наконечник стрелы. При взлёте и посадке же носовая часть опускалась вниз на 10° - это позволяло улучшить обзор у пилота. Аналогичные механизмы в будущем будут применены и на пассажирских сверхзвуковых лайнерах - Ту-144 и Aérospatiale/BAC Concorde. Экипаж состоял из 1 пилота, находившегося в специальной кабине, которая в случае аварийной ситуации могла быть катапультирована целиком.

Fairey Delta 2 на аэродроме с опущенной носовой частью. 1950-ые годы. Фото: Public domain
Fairey Delta 2 на аэродроме с опущенной носовой частью. 1950-ые годы. Фото: Public domain
Fairey Delta 2 заходит на посадку с опущенной носовой частью. 1956 год. Фото: Air-Britain Photographic Images Collection
Fairey Delta 2 заходит на посадку с опущенной носовой частью. 1956 год. Фото: Air-Britain Photographic Images Collection
Конструкция опускаемой носовой части на Aérospatiale/BAC Concorde. 2003 год. Фото: AAP
Конструкция опускаемой носовой части на Aérospatiale/BAC Concorde. 2003 год. Фото: AAP

Оба построенных экземпляра Fairey Delta 2 применялись для проведения исследований поведения самолётов на сверхзвуковых скоростях. Но всё же первый Delta 2 вписал своё имя в таблицу авиационных рекордов. В ноябре 1955 года в одном из полётов он смог достичь скорости в 1,56 Маха (1654 км/ч) и было решено побороться за мировой рекорд скорости. На тот момент первенство с показателем 1323 км/ч прочно удерживал серийный американский сверхзвуковой истребитель North American F-100 Super Sabre. Но 10 марта 1956 года после двух попыток был зафиксирован новый мировой рекорд 1811 км/ч или 1,73 Маха, поставленный на Fairey Delta 2 лётчиком Питером Твиссом. Он стал первым человеком, который летал быстрее, чем вращается наша Земля!

Пара Fairey Delta 2 на взлётно-посадочной полосе. Фото: Public domain
Пара Fairey Delta 2 на взлётно-посадочной полосе. Фото: Public domain
Fairey Delta 2 в полёте. 1956 год. Фото: Public domain
Fairey Delta 2 в полёте. 1956 год. Фото: Public domain
Fairey Delta 2 во время своего исторического полёта. 10 марта 1956 года. Фото: рисунок Darryl Legg
Fairey Delta 2 во время своего исторического полёта. 10 марта 1956 года. Фото: рисунок Darryl Legg

Несмотря на то, что Fairey Delta 2 не пошёл в серийное производство, взнос этого проекта в развитие сверхзвуковой авиации бесценен! Кроме уже упоминавшегося Aérospatiale/BAC Concorde наработки Delta 2 были применены и на военных реактивных самолётах. Оба построенных сверхзвуковика сохранились до наших дней и их можно увидеть в британских авиационных музеях.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Читайте также: Bell X-1 - ракетоплан, обогнавший звук
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Основной аэродром. И вы точно не пропустите интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен 🛫