Обманутых дольщиков уже в 2018 году в Новосибирске будет в разы больше.
По данным мэрии в прошлом году в Новосибирске было построено 1,04 млн кв. м жилья, введено в эксплуатацию 17,7 тыс. квартир. Генеральный директор ГК «Стрижи» Игорь Белокобыльский поделился с аналитиками портала «Единый реестр застройщиков» своим взглядом на ситуацию в строительной отрасли.
— Безусловно, миллион квадратных метров в год — это неплохой уровень. Но в итогах года важен не объем, а направление тренда, а также скорость, с которой он реализуется. Так вот, направление тренда 2017 года — падение, близкое к вертикальному. В принципе, было время, когда миллионом квадратных метров гордились. Еще несколько лет тому назад мы считали это за вполне нормальный уровень. Но этот объем был заложен еще в докризисные годы, причем не столько в площадках, сколько в решениях, — говорит Игорь Белокобыльский.
По его словам, в данном вопросе нужно смотреть не на сумму, а на тренд.
— А тренд такой, что с полутора миллионов мы скатились на миллион. Это критический угол. Я не хочу быть кликушей, но мне кажется, что рынок Новосибирска сейчас находится в неуправляемом падении. Я совершенно точно уверен, что ни о каком миллионе в 2018 году в городе Новосибирске без подрисовок мэрия не может даже мечтать. Не будет этих цифр и близко, — уверен эксперт.
Игорь Белокобыльский подчеркнул, что на фоне общего падения ГК «Стрижи» продемонстрировала рост выручки в размере 12 % за год.
— Компания своим результатами довольна, абсолютно все обязательства мы выполнили в срок, что, оказывается, в Российской Федерации уже становится редкостью. Более того, «Стрижи» заняли третье место по вводу в эксплуатацию. Причем в тот год, когда у нас объективно стало меньше объемов, чем годом ранее. Плюс мы запустили ряд новых проектов. В принципе, компания живет планово. Я удовлетворен итогами нашей работы за год, — отметил гендиректор ГК «Стрижи».
По мнению эксперта, в основе снижения общего объема строительства лежат несколько факторов.
— Есть несколько факторов, которые в данном случае попали в резонанс, каждый из которых неприятен, но не фатален, а вот их сумма приведет к тектоническому сдвигу. Фактор первый – произошел естественный кризис перепроизводства. Это нормальная ситуация, он происходит периодически. Штука болезненная, но выходят из нее с небольшими потрясениями. Так вот, на этот кризис перепроизводства, после очень бурного роста рынка на протяжении 7–8 лет, должна была произойти коррекция, она произошла — это нормальная ситуация. Но на нее наложились популистские игры некомпетентных законодателей, целью которых было отдекларировать наведение порядка на рынке привлечения денежных средств населения. Но так как законодатели, разрабатывающие нормативные акты, далеки от реалий рынка и недостаточно дальновидны для того, чтобы решать процесс обдуманно, они налепили правил игры, которые приведут к тому, что вот этому естественному падению будет предано ускорение. И то, что происходит в Новосибирске и области, — это часть общефедерального тренда. То есть должна была произойти естественная коррекция, она произошла, в этом ничего фатального и страшного нет. Но в этот самый момент законодатели, вместо того чтобы развернуть тренд наверх, дали пинка рынку и он катится вниз. Катится к резкому снижению объемов — раз, что повлечет, несомненно, повышение цен на рынке – два. Малопонятная при этом позиция ЦБ РФ, который ужесточает правила получения ликвидности игрокам рынка и покупателями. Все это приведет к тому, что обычная, стандартная коррекция, которая должна была произойти, превратится в вертикальное падение, и рынок в тех объемах и по тем ценам, который был еще 2–3 года назад, мы не увидим больше никогда, — говорит Игорь Белокобыльский.
— Что делать? Все, Ледниковый период. Каждый решает свои проблемы самостоятельно, — продолжает Игорь Белокобыльский. — Я не берусь решать проблемы на государственном уровне. У меня нет на это компетенций и полномочий. Я решаю проблемы только на уровне группы компаний «Стрижи». А на уровне ГК «Стрижи» ответ очень простой — работать, завоевывать рынки, удовлетворять потребителей, внедрять новые подходы и новые решения. В этом я вижу выход для себя. Ну и те, кому удастся реализовать это, наверное, в обозримом будущем в новом рынке будут востребованы и скорее даже не потеряют, а приобретут от этих изменений.
По прогнозам эксперта, ситуация с обманутыми дольщиками будет только усугубляться.
— Проблема ныне существующих обманутых дольщиков в том количестве, в котором есть, очень кричащая и животрепещущая. Но в результате действий законодателей обманутых дольщиков будет в разы больше. Ситуацию разрешать надо, и город это делает. Но даже тех технологий, которые сегодня наработаны в правовом поле Новосибирска, совсем скоро станет недостаточно. Обманутых дольщиков уже в 2018 году в Новосибирске будет в разы больше. Да, нужно говорить о том, как решать эту проблему, но при этом нельзя забывать о том, что она автомасштабируется, — говорит Игорь Белокобыльский.
При этом эксперт уверен, что банковский сектор здесь не может помочь никак.
— В нашей стране банковский сектор формировался как сектор, который специализируется на спекулятивных операциях. Специалистов, способных мыслить инвестиционно, в банках в достаточном количестве попросту нет. Не надо строительным компаниям, попавшим в тяжелую ситуацию, надеется, что кто-то им поможет. Никто не поможет! Но резервы и ресурсы есть у каждой компании. В принципе, объемы, на которых работают девелоперы, достаточны, и огромное количество резервов, которые раньше не использовались, есть даже у тех, кто лежит при смерти. У любого застройщика под контролем достаточно ресурсов для того, чтобы ситуацию развернуть, просто нужно испугаться, эти ресурсы найти и реализовать. Это и будет выход! — резюмирует Игорь Белокобыльский.
Фото: пресс-служба компании