Многие помнят веселого симпатягу с пропеллером из серии советских мультфильмов про «Малыша и Карлсона». Именно он, Карлсон, всегда втягивал Малыша в какие-либо неприятности, привлекал его к проделкам и объемному поеданию сладостей.
И, как понимаете, такое общение до добра точно не доведет. Так считают большинство родителей, но никак не детей. Они знают, что с Карлсоном можно вдоволь порезвиться, разбить 10 тысяч люстр, которые он затем «вернет», съесть именинный пирог и не заводить собаку. Потому как зачем? Карлсон ведь лучше собаки!
Этот яркий, самобытный и активный персонаж в большей степени знаком нам лишь по советскому мультфильму 1968 года, и на этом все наши знания о Карлсоне заканчиваются. Советуем все же обратиться к оригиналу, а именно произведению Астрид Линдгрен, в котором Карлсон предстает более вредным, нежели в мультфильме. Итак, разберемся.
Провокатор
Вроде как взрослый мужчина «в полном расцвете сил», а именно так он позиционирует себя, все время подстрекает ребенка на проделывание каких-либо гадостей. Так, с помощью Карлсона Малыш ломает паровую машину, портит мебель, забирается на крышу и даже вторгается в личную жизнь старшей сестры, портя ей свидание!
Врун и хвастун
В книге Карлсон выступает наглядным примером того, как не следует вести себя в принципе. Он безосновательно хвастается, придумывая то, чего на самом деле у него нет, или то, какие поступки не совершал.
Поступает не по-дружески
Он всячески подставляет Малыша. Делает какую-либо гадость и скрывается с места преступления, оставляя друга один на один с наказанием. Карлсон прекрасно понимает, что расплаты маленькому другу не избежать, тем не менее отвечать за свои поступки он не готов. Мужчине с пропеллером проще свалить вину на другого, нежели расплачиваться за свою провинность самостоятельно.
Искусный манипулятор
То, как коварный толстяк использует Малыша, более всего заметно в главе с мнимой болезнью Карлсона. Заключив якобы честное пари, обманным путем он отбирает у мальчика конфеты и даже деньги. На протяжении всего повествования складывается впечатление, что он вообще общается с ребенком только потому, что ему от него что-то нужно.
Жадина
Карлсон как ни появляется в гостях у Малыша, всегда напрашивается на угощение. Он готов поглотить все, что бы ему ни предложили: конфеты, пирог, два ведра селедки, цыплёнка, в особенности любит баловаться плюшками. И Малыш как приветливый хозяин всегда пытается быть радушным и проявить гостеприимство. За что и получает от родителей, так как Карлсон безмерен в проявлении своего аппетита и шалостей.
Одиночество Малыша
Несмотря на все проделки и далеко не хорошие поступки, Карлсон появляется у Малыша лишь тогда, когда действительно нужен. Когда ребенку грустно и он нуждается в чьей-либо поддержке. И таковой становится его вымышленный и не вполне уравновешенный друг. Многие психологи сходятся во мнении, что именно Карлсон является вторым «я» Малыша, той сущностью, в которой воплощены все негативные качества мальчика. Ведь не преодоление многих из них, а именно лени, вранья, жадности и завышенной самооценки, не позволяют ребенку повзрослеть и стать полноценной личностью.
Привлечение к себе внимания посредством Карлсона
Посудите сами: выдуманный друг, который подбивает ребенка к проявлению тех или иных негативных поступков, является ни чем иным, как попыткой привлечь к себе внимание. Порча игрушек, лазание на крышу дома – все это указывает на истинное одиночество ребенка, которому попросту не хватает родительской теплоты и заботы, а также общения со сверстниками. По сути, Астрид Линдгрен показала нам ребенка, обделенного родительской теплотой, которому ничего не оставалось делать, как выйти из положения при помощи выдуманного друга.
Реальность или игры разума?
Многие персонажи книги так до конца и не могли разобраться с тем, кто же такой Карлсон? Ведь друзья Малыша, у которых наблюдались подобные проблемы, также видели пузатого, коренастого и веснушчатого мужчину с пропеллером, который доставлял радость своими шалостями.
Но затем и сами родители Малыша тоже видели улетающего Карлсона, может быть, как вестник того, что ребенок избавился от несвойственных ему черт характера и готов к новой, уже осмысленной жизни, в которой ему будут сопутствовать родители.
Помогая найти выход из различных сложных ситуаций, он будет обращаться в первую очередь к ним, но ни в коем случае не закрываться и не поддаваться панике. Именно поэтому Карлсон и покинул разум уже повзрослевшего ребенка.
Улетел, но обещал вернуться
По мере того как взрослеет Малыш, меняется и характер Карлсона. Он становится более ответственным, разумным, добрым, способным на настоящие поступки. Он помогает с оставленной дома девочкой, устраивает для ребятни шоу со щенком, прогоняет жуликов и вообще своим примером наглядно демонстрирует правила хорошего тона.
В последней главе книги «День рождения» Карлсон предстает совершенно другим героем, который завоевал расположение всех друзей Малыша и после небольшого пиршества, изрядно подкрепившись, все же улетает. Но, как всегда, обещает вернуться!
Произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», несомненно, является хорошей литературой для детей, рассчитанной хотя бы на младший дошкольный возраст.
Иначе велика вероятность того, что юные проказники воспримут шалости героев как инструкцию к применению.