Труд – не только источник всякого богатства, но и – важнейшее условие развития самих людей, хорошее средство воспитания: соединение обучения с производительным трудом.
Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ от 29 декабря 2012 г № 273) определяет одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования «воспитание трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Требования к трудовому воспитанию и профессиональному самоопределению как результатам образования представлены в каждом из принятых/принимаемых и вступивших/вступающих в силу федеральных образовательных стандартов всех уровней общего образования:
В настоящий период развития России наблюдается миграция населения от сел к городам, утрата у подрастающего поколения чувства хозяина земли, неподготовленность современной молодежи к новым условиям рыночной экономики. Большая часть старшеклассников не владеют даже теми минимальными знаниями сельскохозяйственной грамотности, которые должны быть им известны из укладов семьи и народных традиций из-за сокращения и слабого развития подсобных хозяйств.
Привлечение трудовых ресурсов в различные сферы профессиональной деятельности осуществляется через социально-профессиональную ориентацию, которая основывается на организации соответствия социально-профессионального самоопределения граждан потребностям общества в кадрах определенных профессий разного уровня квалификации.
Особая роль школы в социально-экономическом и социально-культурном развитии села очевидна и обусловлена экономическими, педагогическими, культурными, социальными и ментальными причинами. Сельская школа превращается в одну из движущих сил развития экономики и социальной сферы села, если в содержании ее деятельности приоритетными становятся:
– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;
– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;
– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;
– подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;
– осуществление профессионально-профильной и предметно-профильной подготовки учащихся; допрофессиональной и профессиональной подготовки по рабочим профессиям, востребованным на селе;
– формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;
– организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;
– выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;
– предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.
Трудовая деятельность сельских школьников является базовой основой для их дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду на селе. Только выпускники сельских школ, знающие сельскохозяйственный труд с малых лет и любящие землю, село, могут обеспечить воспроизводство кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села. Подготовку молодежи к труду, особенно к сельскохозяйственному, надо рассматривать как важнейшую межведомственную социально-педагогическую проблему, от решения которой зависит само существование села.
В районах сельской местности система образования представлена общеобразовательными организациями, большинство которых являются малокомплектными. Учреждения дополнительного образования осуществляют свою деятельность и на базе общеобразовательных организаций.
Основная цель системы образования в районах сельской местности состоит в максимальном удовлетворении запросов участников образовательных отношений, предоставление обучающимся, независимо от места проживания, качественного образования, которое позволит выпускникам образовательных организаций быть успешными и конкурентоспособными в современном мире.